Больше рецензий

18 февраля 2024 г. 15:32

548

4 Перебороть всесильную идеологию обывательского мира...

Очень трогательное полотно о жертвенности и любви. Три, вроде как не связанных истории пересекаются эпизодически в сюжете, но плотно сплетены на наиболее высоком духовном уровне. Каждая из них глубоко трагична, но эти драмы воспринимаются как некая плата за дерзость попытки выйти за рамки и попытаться взрастить в себе Человека.

Разговор Понтия Пилата с Иисусом, на фоне недавнего прочтения "Мастера и Маргариты" заставил как бы вернуться в уже знакомые места и к знакомым людям. Авторская интерпретация диалога совершенно не отторгла, а только расширила смысловой эффект, создав некий широкий понятийный объем этой сцены. Интересно было узнать у Айтматова, причины такого рискованного погружения в данный материал. Своеобразный трибьют Булкакову? Если так, то вполне удалось)

Очень много красивых природных экспозиций, описаний степного быта, неоднозначных отношений, где каждый по-своему прав, зло неотвратимо противостоит добру. Добро совершать - дело не для слабаков. Все логично, красиво, захватывающе проникновенно.

Кое-что списано с "антинаркотической методички для подростков". Агрессия от употребления травы - это давно нарицительный оксюморон, поэтому в сцену избиения в товарном вагоне накурившимися гонцами я не поверил, хотя глубоко посочувствовал "распятому" Авдею, которого в алко-психозе унизил судимый за мужеложство изверг.

Очень неоднозначная тема с "девушкой на мотоцикле". С одной стороны парня жалко, с другой - непонятно, были ли чувства с ее стороны или было просто желание обустроить дальнейшую личную жизнь. Но не было б ее, не было бы и финала сюжета. Так что необходимый для жанра легкий романтический реверанс (послуживший не столько раскрытию персонажа, сколько сюжетной связкой) защитан.

Как одну из основных идей романа приведу следующую цитату из размышлений Каллистратова:

"Человек раздирается между соблазном обогащения, подражанием тотальному подражанию и тщеславием, что это и есть три кита массового сознания, на них всюду и во все времена держится незыблемый мир обывателя, пристанище великих и малых зол, тщеты и нищеты воззрений, что трудно найти такую силу на земле, включая и религию, которая смогла бы перебороть всесильную идеологию обывательского мира. Сколько самоотверженных взлетов духа разбивалось об эту несокрушимую, пусть и аморфную твердыню… "

В целом роман понравился. Буду знакомиться с автором дальше. Если чрезмерный трагический филосовский драматизм - это стиль Айтматова, то есть все шансы серьезных литературных отношений с этим мастером.