Больше рецензий

ellebooks

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 февраля 2024 г. 19:17

270

2 Спойлер Ужасная Вера!

Главная героиня оказалась центральной «градообразующей» достопримечательностью этой книги.

Да, сюжет, детектив, убийства и расследование имели значение, и они даже были довольно интересными, вот только воспринимались на фоне неё жалким кордебалетом, пытающимся танцевать уничижительный танец не маленьких, но убогих лебедей, пока Вера бродила по авансцене и выдавала стендап. 

Очень специфическая и токсичная особа! Я всячески пыталась не обращать на неё чрезмерного внимания, рассуждая, что в конце-концов в таких персонажах есть определённая харизма и обаяние (вспомнить хотя бы Доктора Хауса). Со временем я к ней обязательно привыкну, может быть она даже мне понравится, думала я. Но оказалось, что привыкнуть к этому невозможно.

Есть очень большая разница между харизмой и придурью. И есть большая разница между компетентным профессионалом, который действительно отлично знает своё дело, и самозванной, самовлюблённой Мери Сью, которая идёт через книгу развязной походкой, а благосклонный и пристрастный автор сыпет ей под ноги случайные совпадения и внезапные открытия.

Нельзя всерьёз относиться к книге, где главный детектив рассуждает в духе: «Ага, она поэтесса, а сейчас семь часов вечера, поэтессы обычно в это время сидят дома, значит я её точно застану!». В какой вселенной поэтессы обязаны сидеть по домам в семь часов вечера? Что это за чепуха?

И вот так надуманно в этой книге происходит буквально всё. В свете того, что героиня при этом ещё и не переставая несёт откровенный бред - это не просто раздражает, это сильно выводит из себя. Не обращать на такое внимание никак не получается. 

Например, ситуация: опрос молодого парня, сына владелицы пансиона, который работал там поваром. Он ни с кем не встречался, ни с кем не заводил никаких интрижек, он ни на кого не смотрел, на него никто не смотрел, про такое даже близко речи не было. Его ни в чём не подозревают. Всё, что мы знаем про этого мальчика на момент разговора - он очень хорошо готовит, он жутко увлечён своим делом и оно для него имеет огромное значение. И ещё он переживает что у него украли нож из его любимого профессионального набора, заменить который будет нелегко. Вера ему говорит:

– У тебя есть девушка?
Алекс покачал головой.
– Конечно, с чего бы? Ты еще молодой парень, вряд ли хочешь связывать себя. Хочешь – вот тебе и секс без обязательств. Думаю, женщины к тебе сами идут. Подальше от дома. От мужей и детей. Возбуждает, наверное. Они старше тебя, но что плохого в опытных женщинах. Они жаждут интрижки. Ох уж эти эмоции.

Что? Какие эмоции? Какой секс без обязательств? Какие женщины постарше? Что это за нездоровые фантазии, взятые с потолка?

У героини (и, видимо у автора тоже) вообще наблюдается какая-то супер-фиксация на «женщинах постарше». Их приплетают всюду к месту и не к месту. Доходит даже до того, что в тексте встречаются откровенно мизогинистические высказывания в адрес более молодых, привлекательных и ухоженных женщин.

Сама же героиня при этом подчёркнуто, намеренно и утрированно неопрятна - волосы сами по себе, одежда на ней мешковатая, плохо сидит и не подходит по фигуре, вместо портфеля для документов она использует холщовую сумку для покупок, а вместо носового платка носит в кармане рулон туалетной бумаги.

Все, абсолютно все вокруг неё недостаточно компетентны, недостаточно умны и расторопны. Всех критикует, ко всем цепляется, всех обесценивает. Любую рандомную ситуацию она комментирует странными и надуманными вещами. Как с тем мальчиком было, которому она внезапно приписала интерес и многочисленные романы с женщинами постарше. Как было с трупом в морге, как было с сотрудниками и подозреваемыми.

Всё это выглядит так, словно из героини наружу вырываются отрывки какого-то странного внутреннего полубезумного диалога. И это вообще не красит сюжет. Более того - это сюжету ни капельки не нужно, это не несёт никакой смысловой нагрузки. Просто «бомбы-вонючки», разбросанные по тексту то тут, то там.

Кстати, прочитав карточку автора здесь, на Лайвлибе, вдруг появилось подозрение не является ли Вера альтер-эгом  Энн Кливз?

Энн встретила своего будущего мужа Тима. Привлекла ее вовсе не его увлеченность птицами, а бутылка солодового виски, выглядывавшая из рюкзака – она приметила ее, когда показывала Тиму его комнату. После того они поженились.

Этот факт биографии писательницы однозначно соответствует эксцентричному образу Веры Стенхоуп.

-

В череде всех этих неприятных вещей, о которых я уже написала, было ещё кое что, что неимоверно сильно раздражало меня всю книгу напролёт - отношение к пишущим людям. Цитаты из текста:

Писатели напоминают паразитов, которые питаются чужим горем и страданиями.
Жалкие бездельники. Кучка самодовольных воображал.

Каждый раз, как только выпадала возможность, героиня говорила о своём презрительном отношении к книгам и к писательству.

Можно ли придумать нарратив неудачнее? Друг ли для читающего человека персонаж, который называет писателей и поэтов бездельниками, паразитами и  лоботрясами?

-

По итогу всего - детективная часть, задумка, фабула текста вполне интересные. Реализация, продуманность, оформление, главная героиня, её подход к делу, её высказывания, её манера вести расследование  - просто чудовищные!

Я совершенно точно никогда больше не захочу прочитать ни единой книги про Веру Стенхоуп. И скорее всего постараюсь вообще избегать книг, написанных Энн Кливз.