Больше рецензий

25 августа 2014 г. 19:13

554

4

По совету своего друга, я читал эту книгу вместе с "Махатмы и Человечество" Вирджинии Хансон, чтобы лучше погрузиться в ту эпоху, понять, чем жило общество рубежа 19-20 веков, каковы были люди, с которыми велась переписка. От этого она становится более живой.
Переписка довольно объемная, в ней рассматриваются вопросы развития Теософского общества, восточные концепции мироустройства, вопросы ученичества, рассматриваются многие жизненные ситуации, но с иной, восточной, точки зрения. Концепцию мироустройства я слабо понял, так как она приведена фрагментарно в виде ответов на вопросы с учетом уровня познания учеников, но это было и не главное для меня. Лично для меня переписка была интересна тем, что позволила по-другому посмотреть на жизнь, глазами восточного человека. И взгляд этот отличается от западного. Приведу некоторые моменты, которые показались мне наиболее важными.
Жизнь - это череда причин и следствий. Каждая мысль и поступок формируют будущее человека. Человек живет не одну жизнь, а целью существования является восхождение по ступеням развития, потому бессмысленно тратить жизнь на занятия растлевающие, не продвигающие вперед по пути, который в любом случае должен быть пройден.
В оценке действий человека важнее мотивы, а не сами действия, и потому некотрые ошибки могут прощаться, если цель была благородна.
По внутренним мотивам людей мудрый человек может распознать, как будет развиваться ситуация и как мягко направть это развитие к заданной цели. Меня поразило, насколько Махатмы целесообразны и динамичны. Любую ситуацию они рассматривают с точки зрения достижения общей благородной цели и не боятся принести в жертву собственную репутацию, так же, как и не боятся прямо указать человеку на его ошибки. В их словах чувствуется сила, уверенность, как будто их концепция тщательно изучена и проверена практикой и временем. Поэтому их слова сильны, не противоречивы, за ними чувствуется прочная основа. Хотя, судя по переписке, некоторым западным мыслителям позиция Махатм казались противоречивой. Возможно, дело в малом опыте работы над собой. Махатмы прекрано аргументируют, пользуются многими источниками для подтверждения своих слов, находят нужные слова для более глубокого и наглядного раскрытия явлений.
Еще одна важная мысль, которая не раз звучала в Письмах - феномены не главное. Гораздо важнее работать над собой и исследовать. Феномены скорее - шоу для скептиков, и эти же скептики попытаются найти в них скрытый фокус, свести их к привычной модели мышления. История показала, что во многом именно феномены и скептики погубили Теософское общество. Как писала Блаватская, обществу нужно качество, а не количество. Поэтому, как мне кажется, идея создания общества внутри общества не лишена была смысла. Так же, как, например, во вьетнамском Ордене Со-Бытия существует две общины: внутренняя и внешняя.
Не нужно гоняться за Учителем. Время показало, что многие ученики, в основном западные, недооценивают свои силы, не справляются с испытанием (а многим даже противоестественная сама идея испытания). К сожалению даже Махатмы ошибаются, слишком веря в своих учеников. Нужно ценить земных учителей, не игнорировать их в погоне за Высокими Учителями.
Нужно ли читать эти книги? Я убежден, что да. Важно научиться смотреть на жизнь восточным, более глубоким взглядом, чтобы в дальнейшем делать по жизни правильный выбор в каждой ситуации.
И в заключение хочется сказать, что книги должны передаваться от человека к человеку. Они не расчитаны на неподготовленного читателя, и я не мог бы рекомендовать их для прочтения всем. Но те, кому они попали в руки, найдут для себя много ценного!