Больше рецензий

11 февраля 2024 г. 17:23

100

Есть категория хорроров, которая оставляет в полнейшем недоумении: это было то-ли очень круто, то-ли отвратительно. "Ритуал" Адама Нэвилла как раз из таких книг.

Четверо друзей организуют себе мини-отпуск и отправляются в поход. Путь их лежит через шведский лес. Лес древний и жуткий, а тянется он аж до самой Норвегии.

Они встречают зловещие знаки(если туша изувеченного животного  высоко на дереве не говорит вам, что нужно срочно разворачиваться и уходить, то продолжайте, вас ждёт много интересного).
Бравые британцы не готовы признать, что такая местность им не по зубам - один из друзей получает травму ноги. Пытаясь найти место для ночлега, мужчины натыкаются на старую хижину, а внутри - замечательный декор в виде костей разного происхождения и рун на стенах. Уюта добавляет жуткого вида рогатая статуя, "охраняющая" дом. Само собой, что после ночи в гостеприимной избушке, геров преследуют кошмары, в которых на них охотится нечто из леса. Довольно быстро выясняется, что опасность вполне реальная, а их, кажется, скоро принесут в жертву древнему монстру/божеству.

На самом деле, каждый из персонажей решился на этот поход, чтобы убежать от проблем в реальной жизни.
Люк в их квартете явный аутсайдер,  поскольку единственный не женат, без детей и живёт на съёмной квартире. Но проблема даже не в этом, а в том, что он до сих пор не бросил подростковый максимализм. Прибавьте к этому проблемы с управлением гневом и уверенность в том, что он своим друзьям не нужен, а с собой они его взяли из жалости. Вот тут в игру должен вступать психологизм. Дескать, чудовище приходит не извне,  монстр все это время жил во мне. Но это роман не Стивена Кинга. У нас тут книга Адама Нэвилла, значит будет много крови, много странного. И, возможно, в этом замешан культ.
В общем-то... так и есть.  Если первая половина книги, хоть и предсказуемая, но атмосферная и действительно страшная, то вторая часть книги - просто кровавое месиво...в динамике. Странно, непонятно, противно.
А ещё, для меня сработали  тригером мысли и высказывания Люка о Швеции и о культуре death metal. В них столько яда и они базируются на таком количестве плохих стереотипов, что становится неуютно. Очень надеюсь, что это не автор говорит устами героя.
Открытый финал оставляет читателя примерно в том же состоянии, что и Люка - измученным, истощенным, отупевшим от страданий и едва живым. И без ответов. Я так и не решила для себя, как относится к творчеству автора(это уже третий  роман, прочитанный мною у Нэвилла). Буду пробовать читать дальше.

Источник