Больше рецензий

7 февраля 2024 г. 20:40

45

5 Спойлер Что такое быть взрослым?

Рецензия написана мной в мае 2022 года, еще до переезда от родителей и эмиграции, да и в целом понимания того, что такое взрослая жизнь. Но тем не менее.

Что такое быть взрослым? Платить за газ и иметь достаточную самодисциплину, чтобы ходить на ненавистную работу? Смириться с положением дел, смотреть на мир через чёрные очки, очки безразличия и смирения?
Как раз в Соланине Асано Инио пытается размышлять на эту тему. Скажу сразу – мои эмоции довольно смешанные. После прочтения манги остался неприятный осадок, неужели всё вот так и будет? Погрузиться в пучину дел, решая которые ты проведёшь остаток жизни, отвлекая себя от мыслей о счастье…
Сама манга повествует о группе молодых людей, которые в свободное время от ненавистной работы играют в группе, репетируют и изредка дают концерты. Честно, я думала, это будет наподобие Наны – мировой успех, слава и деньги, ведь их заметил продюсер. Но потом, конечно, ещё раз перечитала имя автора, и всё встало на свои места. Манга Асано – это не сладкие мечты подростков, это суровая реальность, в которой очередная группа из любителей, не отличающихся яркой внешностью и талантом – никому не нужна. Они не становятся известными, не зарабатывают миллионы йен. Их музыка важна для них самих, только в масштабах небольшой группы друзей. Да и сил и желания чего-то добиваться у ребят нет. И внезапно солист умирает. Вернее, убивает себя, а я считаю, что именно убивает. Он просто не выдерживает этого уклада мира. Он не может принять то, что должен тратить бОльшую часть своей жизни на рутинные действия, чтобы лишь в редких моментах быть счастливым. Редкие моменты счастья давят на сердце, осознание того, что так хорошо тебе может быть только на мгновение, причиняет огромную боль. Не выдержав боль духовную, Танэда прибегает к причинению себе физической боли, да настолько сильной, что это приводит к летальному исходу. Не в силах принять свою бесталанность, пытаясь решить все проблемы сменой обстановки, бросив девушку, и в конце концов разбившись на мотоцикле, он понимает – смысл его жизни всегда был рядом. Но понял он это слишком поздно, за пару минут до смерти. Мэйко была той, для кого он играл, для кого он жил. Но Танэда так и не смог справиться с взрослением, сравнимо наверное с Куртом Кобейном (которого тоже не случайно упомянули в манге, вообще случайных реплик у Асано нет) убил себя, хотя и более нелепо, но не менее трагично. Но неужели автор говорит, что либо ты взрослеешь, сливаешься с толпой, становишься винтиком в капиталистической системе, либо умираешь, сдавшись? Неужели же нет другого выхода? Или он возможен только в сёненах для подростков?
В эпилоге уже не очень понятно, доказала ли Мэйко всему миру, что Танэда существовал или нет… Эта ветка была не особо раскрыта. Вышла замуж за мужчину с депрессией и забеременела. Ну не такой судьбы ждёшь от свободолюбивой Мэйко. Таким образом, только больше себя вогнала в пучину бесконечной дом-работа системы, так ещё и спутника себе выбрала не самого поддерживающего и вообще живого. Вполне вероятно, что через пару лет он себя убьет, как сделал это её прежний возлюбленный, чего она вряд ли уже выдержит. Мэйко прогнулась, Мэйко смирилась. Но неужели повзрослеть = стать смиренным и покорным? Вечно отвлекаться от реальности в повседневной рутине и работе. После прочтения этой манги я задумалась о том, что выбор Танэды и Айко из Пун-пуна был даже более честным, живым (как бы парадоксально это не звучало) и сильным, чем остаться в этом мире и прогнуться, смириться и успокоиться, как это сделали их спутники. Всё-таки, любит Асано героев, которые не приживаются в этом мире, тех, кто не может выдержать гнёта системы. Но я верю, что другие выходы есть, что всё ещё можно быть счастливым. И быть им без денег, квартиры и даже депрессивного мужа. Создать ребёнка и впустить его в этот мир, когда ты сам толком не разобрался и не чувствуешь себя счастливым, реализованным, осознанным – это просто переключить фокус внимания со своей жизни на его. Очень эгоистично, так еще и жестоко! Выход есть – и это не суицид. Это обретение настоящей свободы, не той, что была у Мэйко. Я правда хочу в это верить.
Но конечно было бы интересно узнать свои мысли об этом через 5 лет. Вдруг, мои письмена это просто такой же бег от реальности, такой же самообман. Но ведь я испытывала это чувство счастья, простого и искреннего счастья, какое возможно без полного посвящения себя работе ради денег и ипотеки, ради дорогого дивана японской марки. И я хотела бы остаться такой и дальше, но всё-таки найти в себе больше сил для жизни. Ведь самоубийцы Асано очень похожи на меня – они не хотели мириться с действительностью. Они так сильно хотели жить, что выбрали смерть. Но я верю, правда верю, что есть и другой выход. И это не выход души из тела, а выход души и тела из системы, которая диктуется нам годами нашими родными, окружением, миром и, что самое страшное, нами самими.