Больше рецензий

2 февраля 2024 г. 19:08

173

3 Вспоминать - изнурительный труд, он высасывает энергию и истощает мышцы (с)

...думать в темноте плохо: все вещи кажутся больше или страшнее, чем они есть, болезни представляются более тяжелыми, присутствие зла - более неизбежным, отсутствие любви - более жестоким, а одиночество - более беспросветным.

Очень странная книга.

Скажу сразу что мне резко не понравилось - аннотация! Сравнение с Маркесом - понятно зачем, маркетинговые игрища, не идущие во благо ни Маркесу, ни Васкесу; два перевода - не настолько сложен автор, чтобы могли возникнут разночтения, полагаю, всё те же маркетинговые игрища. Товарищи! Не верьте аннотациям!

Дело в том, что читать её было интересно, мне интересно. Она описательна и повествовательна (хотя надо отдать должное, автор слегка банален и однообразен в своей описательности), автор, конечно, не преминул расставить ловушки вроде смерти бегемота (скорблю!), поэзии, захватывающих историй главных героев, связанных (а как иначе!) с историей Колумбии и Эскобаром, немотивированного убийства друга главного героя, жуткой откровенности этого самого главного героя, Антонио, который тоже пострадал от пули, тяжело восстанавливался не только физически, но и психически. Где-то на полдороге к излечению он задался простым человеческим вопросом - почему? Должна же быть причина по которой его друга, Рикардо Лаверде, немолодого, усталого, ничем не примечательного человека, недавно вышедшего из тюрьмы, где провёл 20 лет, застрелили среди бела дня на улице Боготы. Антонио понял, что не будет ему покоя пока не найдёт ответа на этот вопрос.

У всех так бывает: ложишься спать и вроде уже почти, вроде даже сон начинаешь смотреть и вдруг - бац! 1186 кораблей, говорите, а кто их щитал? или - невроз и неврит это одно и то же? или - кто музыку к гимну написал Гендель или Гайдн? или (уже апофеоз) - я открыла дверь коту в туалет или нет? Ну... В общем, какая-нибудь сказочная х**ня, ответ на которую нужен немедленно. В лучшем случае, сбегаешь и посмотришь открыта ли дверь для кота, в худшем - берёшь с полки Илиаду и считаешь корабли. А как же! А вдруг все ошибались! Нет покоя грешникам.

Антонио кинулся искать ответ, презрев всё, совсем всё. Нашёл или нет, не скажу, прочитаете - узнаете. Скажу другое: когда просыпаюсь утром злая оттого, что считала корабли, вспоминала, когда жил Гендель или бегала по квартире в поисках кота (дрыхнет где-нибудь на полке), вместо того, чтобы спокойно спать, я понимаю, что ответ на мой вопрос вообще не был важен. А почему-то был важен ¿

Масштаб актёра не зависит от размера театра.

Книга распалась на куски, на вещи, шум которых стоит в ушах Антонио, она не удовлетворяет, просто беспокоит, как навязчивый вопрос без ответа. Наверное, я бы почитала ещё что-то у автора, чтобы понять, нужен ли ответ этому вопросу.

Зрелость приносит с собой пагубную иллюзию контроля и даже отчасти строится на ней. Именно этот мираж - иллюзорная способность управлять собственной жизнью - даёт нам почувствовать себя взрослыми, потому что мы связываем взрослость с независимостью, с правом определять, что произойдёт с нами в дальнейшем.
Разочарование может наступить раньше или позже, но оно наступает в любом случае, от встречи с ним не уйти. Когда оно приходит, мы принимаем его без особого удивления: ни один человек, поживший на свете, не станет удивляться, что его биография определяется далёкими событиями и чужой волей, без участия или почти без участия его собственных решений. Эти длительные процессы, которые влияют на нашу жизнь - иногда подталкивают нас к чему-то, когда мы в этом нуждаемся, а иногда разбивают вдребезги самые блестящие наши замыслы - обычно скрыты от глаз, как подземные течения, как сдвиги тектонических слоёв, а когда наконец разражается землетрясение, мы используем слова, которые привыкли использовать, чтобы успокоить самих себя: несчастный случай, совпадение, а иногда - судьба.