Больше рецензий

1 февраля 2024 г. 14:12

10K

5 Человек перед лицом стихии

Вот уж не думала, что эта книга окажется такой потрясающей. Вообще, я рассчитывала на неплохой триллер, который на несколько дней удержит мой интерес. Но "Челюсти" - это не только увлекательный триллер, это ещё и история противостояния человека и стихии, "маленького человека" и сильных мира сего, а также чудесное описание прибрежного американского городка. От книги я получила большое удовольствие.
В моём издании роман начинается с предисловия издателя, в котором как обычно - множество подробностей, которые читателю знать заранее совсем необязательного. Помимо бездарного пересказа сюжета автор предисловия характеризует "Челюсти" как нечто среднее между бульварным чтивом и подражанием американской классике, а именно Хемингуэю и Мелвиллу, которые в своих наиболее известных произведениях также касаются темы слепой и всепоглощающей стихии и человека, восставшего против неё. Что касается второго пункта - а именно вписываемости "Челюстей" в такое направление американской литературы, к какому можно отнести Хемингуэя и Мелвилла - то с этим я согласна. Я не вижу никаких оснований считать эту книгу хоть в какой-то степени бульварным чтивом или ширпотребом. Сюжет, его скрытые смыслы, прекрасный слог Питера Бенчли, его умение рассмешить, напугать, вызвать отвращение, не используя надоевшие литературные клише (что, впрочем, было бы невозможно, обратись он к клише) - всё это задаёт роману высокую планку. Хотя кое-что общее с развлекательным чтивом у него есть: это то нетерпение, с которым читаешь "Челюсти", ведь от них невозможно оторваться. Развлекательная книга по умолчанию должна удерживать внимание читателя, на то она и развлекательная. И, пожалуй, этот критерий роднит роман Бенчли с неплохим бульварным чтивом, о котором говорит автор предисловия.
Ясно, что в роли неуправляемой стихии в романе выступает акула. Её невероятные размеры, поражающие воображение, и есть тот самый фактор, который характеризует её как некое инфернальное, непобедимое порождение стихии. Акула в данном случае - это не просто неприятность, которая постигла курортный городок Эмити на берегу Атлантического океана. Она скорее "Божья кара", как её называет одна из жительниц города: она непобедима, бездумна и разрушительна; она приходит из ниоткуда - даже ихтиолог не может объяснить, как и для чего такое чудовище оказалось на относительном мелководье - и остаётся навсегда. Самое же главное - как слепая стихия, она непредсказуема.
В центре развития событий оказываются шеф местной полиции Броди и его семья, учёный-ихтиолог Хупер и местный рыбак Куинт, которые вступают в поединок с терроризирующей город акулой. На протяжении этого поединка поднимается множество вопросов. Например, извечная философская дилемма: допустимо ли пожертвовать жизнью одного человека ради жизней многих? Нападения акулы единичны, но стоит осветить их в прессе, как судьба курорта Эмити окажется загублена, множество людей останутся без работы. Здесь чувство долга сталкивается с давлением извне, один-единственный человек противостоит бизнесменам, зарабатывающим на курортниках. Отдельно стоит отметить взаимную неприязнь полицейского Броди и ихтиолога Хупера: вместе с появлением акулы в городе появляется и Хупер, изучающий акул. И как рыба угрожает всему городу, так и ихтиолог угрожает благополучию семьи Броди. Как акула разрушает сонное благополучие Эмити, так и Хупер посягает на размеренный обывательский уклад семьи полицейского. В этом смысле "Челюсти" напомнили мне роман Ричарда Йейтса "Дороги перемен", где речь также идёт о маленьком американском городке и скучающей, ничем не примечательной семье, внутри которой таится готовый вот-вот взорваться конфликт.
И, конечно, "Челюсти" - это роман о самоотверженности учёных, о безрассудстве, к которому может привести исследовательский интерес. И о поединке видавшего виды моряка-одиночки, впервые столкнувшегося на море с тем, что он не может одолеть.
"Челюсти" мало того, что невероятно увлекательный в своём жанре роман, но это также роман-интрига с несколькими сквозными сюжетами; роман, ставящий перед читателем, непростые вопросы. Автору удаётся описать события отвратительно правдоподобно, что требует особого мастерства, ведь вызвать у читателя яркие эмоции - ужас, отвращение - это, как известно, высший пилотаж.