Больше рецензий

MMaria

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2014 г. 15:19

179

Интересно, как бы мы восприняли роман о нашей современности, где героиня жутко страдает, вдыхая выхлопные газы, добираясь от дома на работу часа два и живя в мире, где (вот дикари-то) еще не научились лечить рак?! Глуповато звучит, правда? Но почему-то этот принцип очень любят применять женщины - авторы исторических романов: и Уир, и Маккалоу, и Грегори, и даже Митчел немного. Большая часть их героинь страшно страдает от боязни родов, от насилия в семье, от отсутствия оргазма, от того, что дети принадлежат мужчинам….. Нет не спорю, все это действительно ужасно, но тем не мерее, полагаю, в то время, когда Тюдоры жили, воспринималось людьми все же по-другому (как мы возможные ужасы ядерной войны в уме-то держим, но на самом деле особо не заморачиваемся).

Причем то же самое, но не в романе, а в биографии (как у Кэролли Эриксон) меня не задевает и читается вполне нормально (видимо потому, что в биографии это голос автора, а в романе становится мнением героини). Вот и у Уир биография французской волчицы – королевы Изабеллы очень даже хороша, а романы… и вроде бы все по датам и событиям гораздо ближе к истине, чем у Дюма, а какое-то общее ощущение фальши остается, уж слишком героини думают так же, как думала бы и я, попади вдруг в то время. Оно, конечно, благородные рыцари и целомудренные девы это такая же фальшь (хотя искренне люблю «Пертскую красавицу» Вальтера Скотта, а «Одиссею капитана Блада» еще больше). Но тем не менее не только «Большей пошлости на свете Нет, чем клянчить и пенять. Будто можно те на эти, Как на рынке, поменять», но и раздуваться от самодовольства, потому что с веком повезло – пошлость не меньшая.

А именно с этим романом (в отличии от «Трона и плахи леди Джейн») еще и с сюжетом засада вышла. Прежде всего, я – человек, перекопанный Джозефиной Тэй, и чтобы я поверила в виновность Ричарда III, автору теперь надо очень и очень постараться, Уир же явно постаралась недостаточно. Во-вторых, может для Катерины Грей выводы, к которым она пришла, и правда были великим прорывом, но я все это – про Тиррела, подушки и прочее еще в школьном возрасте прочитала, в кино посмотрела, на картинах увидела. Фокус-покус как-то не удался. И в-третих как-то по сюжету вообще не понятно, зачем Катерине понадобилось копаться в старых секретах. А если бы она установила, что принцы или их прямые и законные потомки живут счастливо где-нибудь в Польше и вполне не прочь порулить? Мало ей ее собственных проблем, связанных с положением резервной наследницы? Надо еще было пораскачивать общую тюдоровскую лодку? А не стошнит от качки?