Больше рецензий

24 января 2024 г. 14:53

486

4.5 Описательный роман- антиутопия в стиле Пруста. Интеллектуальный мир против фельетонного.

4,5 из 5⭐

Эту книгу я не поняла без подсказок со стороны.
С самого начала у меня было много ожиданий. А как иначе, если её рекомендуют все те, кто разбирается в литературе и являются для меня авторитетами?

Я долго подбиралась к книге, предвкушая удовольствие и переступая через страх, что мне не хватит ума и образованности, чтобы понять её. То же было с "Фаустом" Гёте, "Именем розы" Умберто Эко, "Улиссом" Джойса и "Илиадой" Гомера. Мне пришлось многое прочитать, прослушать лекции, чтобы понять эти книги. При этом я точно знаю, что буду их перечитывать.

Наконец, я решила, что можно взяться и за "Игру в бисер" Гессе. Начало меня воодушевило, я погрузилась в мир интеллектуалов, которым важно было сохранить и передать свои знания внутри избранных людей, внутри ордена. Начался рассказ с пояснений, в чём же суть знаний, суть игры в бисер.

И тут я "поплыла". Потому что у меня нет музыкального образования и многого из музыкальной терминологии я не понимала, не могла себе представить, о чём говорит автор. Мне ясна была только общая мысль, что все важные знания мира- это переплетение музыки, математики и филологии, а для достижения физической гармонии важны медитация, йога. Хотелось подробных объяснений, но те, что предлагал автор, я не понимала.

При том, что длинные фразы в стиле Пруста меня совершенно не смущали. Предложение почти на весь абзац, из 70 слов? Ну, ладно.

Дальше пошли философствования, какие-то размытые разговоры. Временами мне было скучно. В общем, наступило разочарование и хотелось просто дочитать уже книгу. Я делала перерывы, читала отзывы, читала, о чём эта книга, но пазл какое-то время не складывался.

Ещё  мне не хватало поступков. Был один сплошной рассказ, описание героя, какой он замечательный. Со слов автора. Но хотелось, чтобы писатель показал героя в деле, чтобы можно было самой решить, как к нему относиться, чтобы это не решали за тебя, нахваливая героя, противопоставляя его всем другим персонажам, которые были просто фоном для описания главного. Долгое время я никак не воспринимала главного героя, Йозефа Кнехта, мне больше нравился, например, отец Иаков из бенедектинского монастыря. Только после того, как Гессе описал момент становления Кнехта магистром, для меня он стал интересен. А это уже середина книги.

Мне понравилась сама идея романа, понравилась мысль, что знания не должны быть оторваны от жизни, понравился образ "фельетонной эпохи", но дело в том, что без подсказок я многого не смогла увидеть и понять, а книга стала казаться затянутой.

Долгий рассказ о сути игры в бисер, об элитных школах почему-то напоминал иезуитов.

Иногда мне казалось, что Гессе в своём романе эмоционально изложил план образования молодёжи, свой идеал школы, образовательной программы и преподавателей. Было чувство, что он записал свою мечту, но не дошёл до сухого и практичного плана, поэтому читатели воспринимают книгу как роман, а не как предложение к действию.

Читая книгу, я часто вспоминала Михаила Казиника. Мне показалось, что он, именно он проникся книгой и стал растить в себе такого магистра игры в бисер, но не для элиты, а для учеников попроще, у кого ещё в душе горит желание учиться.

Мои ощущения, если их изложить красиво, соответствуют этой цитате из романа:

"Учусь я здесь многому, бесконечно многому, но здесь это не увеличивает ни моей уверенности в себе, ни моей профессиональной опытности, а расширяет круг моих проблем. Правда, и кругозор тоже."

В романе много красивых мыслей, фраз, описаний, постоянное ожидание действия, что "вот, вот сейчас начнётся", но всё это плавно перетекало в длинные- предлинные рассказы с помощью предложений в несколько десятков слов.

Мне нравилось следить за витиеватостью слога автора, за богатством его языка, а не только за мыслью и сюжетом.

В этом романе мало динамики, диалогов, он описательный от начала и до конца. Но, как сказано в самом романе, "дух Игры и Ордена", вы почувствуете:)

Совершенно мне не понравился конец книги со стихами и прозой главного героя. Не цепляет, просто уже домучиваешь. Роман без этого приложения с сочинениями Кнехта  мне нравится больше.

Честно могу сказать, что не всё в книге я поняла. Я больше чувствала атмосферу романа, улавливала основные идеи и мысли, но чётко пересказать не смогла бы. Было желание отложить книгу, попробовать её слушать, бросить, не дочитывая. Но по итогу я хочу к ней вернуться позже, когда багаж моих знаний будет поосновательнее.

Кстати, если вы впервые будете знакомиться с книгой, ни в коем случае не слушайте аудиокнигу, читайте сами. Иначе книга вам покажется пустым, долгим разглагольствованием, а ведь она интересна. Своеобразна, но интересна.