Больше рецензий

19 января 2024 г. 10:23

78

4.5 О Боге, радуге и козлооленях... Но, в первую очередь, о знаках

Галина Владимировна Вдовина — превосходный специалист по второй схоластике, выступала с лекциями в институте св. Фомы (книга, как раз, выпускалась Библиотекой Игнатианой, их издательством), ее статьи и монографии и мне не раз помогали в университете. В последнее время меня волновала проблема теологического воображаемого. Так что данная работа заинтересовала меня тем, что в ней исследуются взгляды испанских схоластов не только на природу и классификации знаков, но и на химер, несуществующие объекты, фантазирование. Захотелось попробовать соотнести то, что эта благочестивая компания из Суареса, Овьедо, Арахуо и иже с ними оставила о работе воображения и верификации возникающих в уме образов с современными исследованиями и своими мыслями; узнать, существовало ли вообще для них представление о возможности фантазирования о небесных сущностях.

Однако, хотя я многое узнала о формальной сущности знаков, их считывании и работе ментального языка, предложенных коимбрцами объяснительных моделей, очевидно, недостаточно для охватывания всей проблематики теологического воображаемого из-за рационалистического, нетеологического характера их работ (ну, с этим, конечно, можно поспорить, хотя Вдовина сама отмечает "светскость" их систем; Суарес точно считал себя скорее метафизиком, а не теологом, это из его "Метафизических рассуждений" видно), возникновения новых направлений католической мысли и психологических исследований.

Ставлю 4,5 потому что исследователь остановилась на самом увлекательном)))))

Приходится вновь констатировать, что и с этой стороны, со стороны ментальных предложений, не сон разума рождает чудовищ, а его вполне бодрствующая, осознанная и преднамеренная деятельность. Такой вывод ведет нас далеко — но уже за пределы этой книги.

Книга отличная и полезная, я просто пришла со своим запросом не по тому адресу, но осталась на чай — не надо ждать, что ответы на все вопросы будут содержаться в одном месте, если это не Библия. Ее можно прочитать тем, кто интересуется историей семиотики, представляет, что такое схоластика и имеет возможность проводить за внимательным чтением по нескольку часов — здесь потребуется сосредоточенность.