Больше рецензий

BartoliThoft

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 января 2024 г. 00:28

136

2 Каша из недо-детектива, мистики, недо-триллера и скуки.

Молодая семья Вестин, состоящая из Йоакима, Катрин и их двоих детей, переезжают из Стокгольма на хутор Олудден на самом севере острова Эланд, что бы отремонтировать старый дом и начать в нём новую жизнь. Но не успевают супруги осуществить этот план, как случается трагедия - Катрин гибнет, упав с дамбы в море и разбившись о скалы. Убитый горем Йоаким впадает в депрессию, но продолжает жить в Олуддене и чинить полуразвалившийся хутор в надежде, что Катрин вернётся, ведь он чувствует чье-то присутствие в доме, а маленькая дочка каждую ночь утверждает, что видит маму.
Тем временем на остров прибывает молодая полицейская Тильда, с головой бросающаяся в работу, что бы хоть как-то отвлечься от неудачных отношений. Именно на хрупкие женские плечи ляжет ответственность за расследование смерти Катрин Вестен и множественных ограблений частных домов, на которые регулярно жалуются местные жители.

Книгу можно поделить на две основные части: первая - это история про семью Вестин, а всё остальное - это сборник рассказов про прошлых жителей Олундден + воспоминания матери Катрин. К основному сюжету это не имеет особого отношения и сюжетно ни на что не влияет, зато значительно расстягивает книгу, что явно не к лучшему. Все эти внезапные переходы в прошлое были утомительны и скучны, ведь книга сама по себе грешит ультра-неспешным повествованием. Если вначале спокойное описание шведской природы, Балтийского моря и хутора были интересны, то к середине меня уже начало тошнить от тягучести истории, когда в сюжете абсолютно ничего не происходит, никакого продвижения, никакой жизни, одна снежная статичная картинка с главными героями, где Йоаким без конца ноет о жене, а Тильда ноет о любовнике.

Герои в книге абсолютно не цепляют. Йоаким большую часть книги был в депрессии и жалел себя, какой он одинокий, плак-плак. Я понимаю, что потерять любимого человека - это ужасно, но автор не удосужился даже прописать семейные отношения героев, придумать какие-то милые сценки, что бы читатель проникся чувствами этой семьи. А получилось так, что о Катрин толком ничего неизвестно, она появляется пару раз вначале и сразу умирает, поэтому не получается разделить горечь утраты вместе с Йоакимом. Со временем это нытье начинает вообще бесить, особенно когда он забивает на собственных детей и в опаснейший шторм оставляет их одних, а сам идёт тусить в хлеву в надежде поболтать с мёртвой женой. На этом моменте мне казалось, что книга закончится тем, что ГГ - психбольной, полностью растворившийся в своих фантазиях. Даже когда на дом нападают вооруженные грабители ему становится как-то пофиг на детишек, пфф, подумаешь, всего-то вооруженные люди один на один с двухлеткой и дошкольницей. Разве они могут причинить им вред? В целом взаимоотношения отца и детей в книге странные, чего стоит сцена вначале, когда Йоаким расстраивается, что погибла жена, а не дочь. Он-то пока ехал домой уже настроился, что будет успокаивать жену и хоронить ребенка, а получилось наоборот. Видимо, детей хоронить не так страшно, как супругу. Детей-то можно новых родить, а жену ты сам себе родить не сможешь. А уж если в дом ворвался убийца за плечами которого куча преступлений, который поджёг твоё имущество и готов был убить твою семью, то надо снять с него наручники и посадить вместе с детишками смотреть мультики, ведь Рождество на дворе, праздник, а по праздникам убийцы не работают, видимо. Или на что рассчитывал Йоаким? А на что рассчитывал автор, когда писал этот бред?

Всё таки скандинавские детективы - это не моё. Начну с того, что детективом это произведение можно назвать с натяжкой. Расследования в нём практически нет, бо́льшую часть времени полицейские заняты своей личной жизнью и в делах острова почти не участвуют. Улик нет, подозреваемых нет, смерть Катрин выглядит уж очень обыденно и явно не тянет на преступление, поэтому желание Тильды расследовать его выглядит нелепо, как будто ей просто нечего было делать на работе и она от скуки решила сделать вид, что хоть чем-то занята. При этом дело раскрывается как-то само собой, главные герои в этом не особо участвуют, скорее они похожи на декорации, которые в нужное время оказались в нужном месте. Особенно смешно выглядит, когда весь мозговой штурм провёл второстепенный персонаж, который толком ничего не знал, не был знаком с большинством героев и почти не выходил из дома, но почему-то смог и способ убийства описать, и орудие определить, и как всё это происходило. Криминалисты не смогли, а он одним глазком глянул и смог. Гений, не иначе. С триллером тоже не прокатило. Автор вроде и пытался нагнетать атмосферу плюс притянул много мистики в сюжет, когда героям виднеются призраки, они с ними разговаривают и всякое такое, но должного эффекта не получилось. Я думала мистика хоть к чему-то приведёт, а она была нужна просто что б добавить книге страниц. Огни на закрытом маяке, тайная церковь в хлеву, призраки, которые каждую ночь бродят по дому и стучат в стены, ребенок, общающийся с мёртвой матерью. Был же потенциал! Но автор просто ввел это в историю...и забил болт.
Про концовку даже говорить не буду, ибо это бред и халтура.

Судя по отзывам, эта книга получила какие-то награды и высокие оценки читателей. Если это отличный пример скандинавского детектива, то боюсь представить, что являют собой все остальные. Как по мне, это ужасно затянутое и скучное произведение, которое ничем не цепляет. Герои критически тупы, половину книги можно вырезать и на сюжете это не отразится, мистика тут тоже "не пришей кобыле седло", язык сухой и безжизненный.