Больше рецензий

OlyaReading

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 декабря 2023 г. 14:39

733

4 «Во всем виноваты ***»

«Два брата» основан на биографических фактах близких родственников автора романа, английского писателя Бена Элтона, испытавших на себе весь ужас преследования евреев в Германии в 1930-е годы. Почти все герои романа имеют реальные прототипы.

Через призму судеб членов одной еврейской семьи автор с хронологической точностью воспроизводит происходившие в Германии события с момента образования национал-социалистической партии до краха Третьего рейха: поиски виновных в проблемах Германии после Первой мировой войны, захват власти нацистами, оседлавшими националистическую волну и объявившими евреев виновными во всех бедах, идеологическая накачка населения, принятие антиеврейских законов и лишение евреев гражданских прав, травля и убийства.

Пока росла и крепла нацистская партия, в Берлине подрастали ее ровесники, братья Пауль и Отто Штенгели, один - родной сын супругов-евреев, другой - приемный сын, мать-немка которого умерла во время родов. Братья с детства были влюблены в одну девочку Дагмар, дочь миллионера еврейского происхождения, бравшую уроки музыки у их отца. Это роковое чувство определит всю дальнейшую жизнь и судьбу братьев Штенгелей, станет основным мотивом их поступков, жизненным приоритетом, поставит по разные стороны от линии фронта. Мать братьев Фрида, врач по профессии, рискуя жизнью до последних своих дней будет помогать евреям и их детям, даже тогда, когда будет лишена практически всех прав: заниматься профессиональной деятельностью, пользоваться телефоном, лифтом и общественным транспортом.

Автор попытался охватить весь спектр поведенческих реакций людей на развязанный внутри страны террор: эмиграция, самоубийство, сопротивление, коллаборационизм, безвольное ожидание и т.д. Кто-то пожертвовал жизнью ради близких, кто-то пожертвовал близкими ради собственного спасения. Многие евреи до последнего момента не верили в то, что нацисты пойдут на прямые убийства и не предпринимали никаких действий и попыток спастись, жили в надежде, что скоро все закончится. Надежда их подвела.

Самой неоднозначной фигурой в романе мне представляется Пауль. Ослепленный любовью юноша-еврей участвует в войне на стороне нацистов, мучивших и убивавших евреев на улицах Берлина, уничтоживших по сути его семью, сам превращается в палача. Он не только свою жизнь отдал Дагмар, но и много чужих жизней. А как же воспитание и гуманизм его прекрасных родителей Фриды и Вольфганга? Или убийство не-евреев не в счет? Я понимаю, что военная машина рейха в то время набрала такие обороты, что можно было либо лечь под колеса, либо запрыгнуть на подножку, других вариантов особо не было. Но не очень верится, что такой умный и прагматичный молодой человек, умевший предвидеть события и изобретать хитрые планы обмана нацистов, не придумал ничего лучше этого варианта, а также не сумел заметить фальшь и гнильцу в Дагмар. Понимаю, что любовь зла, но не до такой же степени. Тем более, что автор не единожды упоминает, что Пауль всегда «подчинял страсть благоразумию». Как-то не сходятся концы с концами...

Читая роман все время задавалась вопросом: для чего написано столько книг о страшных зверствах, людской жестокости, подлости и тупости? Казалось бы, ответ очевиден – чтобы предупредить, предотвратить подобное в будущем. Литература должна спасать мир хотя бы от дураков, если не может от злодеев. Но не работает это из века в век, каждый раз те же грабли – очередной диктатор для захвата/удержания власти использует все тот же незамысловатый нарратив: «во всем виноваты ***» - кто угодно может быть виноват, главное грамотно раскрутить кампанию всеобщей ненависти, а народ тут же радостно подхватит. «Когда ненавидеть можно без всякого риска, это чувство легко пробудить в глупых людях: причины для него возникают сами собой» (Л.-Ф. Селин).

Болезнь заразна, вирус не умрет никогда. Но хочется верить, что благодаря таким книгам станет хоть чуточку меньше людей, бездумно скандирующих чужие лозунги, участвующих в травле и других подлостях.