Больше рецензий

nvk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 ноября 2023 г. 15:40

494

4 Желая детям счастья, нужно готовить их не для счастья, а для трудностей жизни. Только закаленные, умелые, упорные, смелые не растеряются, не надломятся, когда встретят непредвиденные препятствия.

В школу приходит новый учитель Константин Семенович. И помимо ведения его основного предмета - литературы, ему дают в нагрузку классное руководство 10-го класса. Класс маленький (всего 15 человек, и одни только девочки), но довольно трудный и беспокойный. Однако в своей профессиональной деятельности у Константина Николаевича есть два непререкаемых авторитета - Макаренко и Ушинский, и для него все, к чему призывали эти великие педагоги, не просто красивые слова, а действия, которые необходимо активно применять на практике, внедрять в ежедневную школьную жизнь. Что Константин Семенович и начинает делать со своего самого первого рабочего дня.
Девочки в классе самые разные, и если 15 учеников для класса это совсем не много, то 15 героинь для книги это уже очень внушительно, тем более что автор ни одну из них не оставляет без своего внимания. И хотя большинство из них как-то легко закрепились в моей памяти, все же было несколько человек, которых я каждый раз припоминала с трудом. Что это конкретно за героиня, какие у нее отличительные черты и семейные обстоятельства.
Несмотря на то, что все девочки не идеальны, и помимо положительных качеств у многих из них есть не столь приятные черты характера, как, например, лень, упрямство, безответственность, главным негативным персонажем, требующим перековки силами дружного коллектива, автор делает индивидуалистку и единоличницу Валю. Причем добавляет ей еще такие отталкивающие качества, как махровый эгоизм, безразличие к близким людям, крайне потребительское и манипулятивное поведение. Собственно говоря, именно последние и вызывают неприязнь. Впрочем, мне показалось, что поведение Вали, пусть и малопривлекательное, было, по крайней мере, честным. В отличие от той же Раи Логиновой, чья позиция отлично вырисовывается из ее же слов:

- Сама виновата! Зачем, спрашивается, на рожон лезть? Можно не соглашаться, но зачем об этом говорить, когда заранее знаешь, что тебя не поддержат.

И хотя другие девочки вроде бы и осудили такое приспособленчество, но как-то мельком, по касательной. Если Валю проработали по полной программе, то с Раей автор недожал, словно счел это гораздо меньшим недостатком.
Книга, безусловно, очень сильно пропитана советской идеологией. Заметный акцент делается на важности коллективизма и коммунистического воспитания. Однако, не могу сказать, что мне это сильно мешало при чтении. Тем более, что под всеми этими громкими лозунгами звучало очень много правильных и важных суждений.

А это как раз и происходит потому, что в школах не создают детских коллективов. Выражают пожелания, обсуждают, соглашаются, а работают старыми метода ми. Сила детского коллектива — великая сила.
***
А воспитывать детей нужно не отрывая их от живой действительности. Мы готовим детей для будущего и часто забываем, что они уже живут, борются, имеют свои интересы…
***
А неумелые мамы и папы не так уж страшны, когда есть крепкий коллектив, и никакая «улица» не собьет тогда ребят с толку. Наоборот. Они будут сами наводить порядок на улице.
***
Всем известно, что самая существенная, самая человечественная потребность в человеке есть потребность к совершенствованию и развитию…
***
Десятый класс в своем «Обещании» поставил вопрос так: «Тройка — серость! С тройками надо бороться». Правильна ли такая постановка вопроса? Кто-то из вас сказал, что тройка — переходная отметка и что здесь нет ничего страшного. Я с этой ученицей не согласен. Нельзя мириться с тройками, товарищи. Все вы можете учиться на четверки и пятерки и не снижайте к себе требований. Не привыкайте к тройке. Между тройкой и двойкой разница очень небольшая. И не забывайте: от тройки к четверке нужно подниматься, затрачивать усилия, а скатиться под уклон, к двойке, очень легко, не нужно никаких усилий…
***
Желая детям счастья, нужно готовить их не для счастья, а для трудностей жизни. Только закаленные, умелые, упорные, смелые не растеряются, не надломятся, когда встретят непредвиденные препятствия.

Позабавила одна из последних сцен в книге, где девушек учили распределять бюджет. Оказалось, что из всего класса лишь 2 ученицы имеют представление о том, как это делается. А вот, например, как распределила 1400 рублей на месяц Лариса:

Питание: завтрак — 10 х 30 = 300 рублей
обед — 20 х 30 = 600 рублей
ужин — 10 х 30 = 300 рублей
Театр: 2 билета 4 раза по 20 = 160 рублей
Сбережения: = 40 рублей
Итого 1 400 рублей

Когда же учительница напомнила, что еще необходимо покупать себе и мужу одежду, оплачивать коммунальные услуги, транспорт и много всего другого, девушка растерялась и сказала, что у нее попросту не хватит денег.

— Ну, а как же вы будете жить?
— У мамы попрошу…

Собери их всех!