Больше рецензий

politolog

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 июня 2014 г. 15:05

231

4

Прежде чем читать книгу Соломона Волкова "Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым", решила познакомиться с более-менее классической биографией Шостаковича. Книга в целом понравилась: образ Шостаковича-человека (робкого, сверхпунктуального и нервного человека) и Шостаковича-музыканта (писавшего гениальные произведения по велению души и посредственные по заказу властей) сложился. Разбор музыки присутствует, однако достаточно лаконичный и несложный даже для простых обывателей, впервые прикасающихся к классической музыке. Конечно, читать книгу, не слушая музыку Дмитрия Дмитриевича, нет смысла. У меня чтение заняло очень много времени именно потому, что я старалась слушать всю ту музыку, о которой пишет Кшиштоф Мейер. Но это задача неподъемная, т.к. прослушать 15 симфоний, 15 квартетов и энное количество концертов, а еще и оперу "Леди Макбет Мценского уезда" в короткий срок не представляется возможным. Вообще, Шостаковича слушать много у меня не получается, его надо дозировать, по чуть-чуть, иначе теряется прелесть его музыки.
Фигура Шостаковича очень притягательна: его внешний облик, необычайно высокий голос, излишне жесткая манера игры на фортепиано привлекает, хочется узнать его, каким он человеком был, почему писал именно такую музыку и т.д. и т.п. Композитор дважды подвергся травле (в 1936 и 1948 гг.), которая навсегда породила животный страх в сердце Шостаковича. Конечно, он был приспособленцем (эти его наскозь лживые речи, восхваляющие партию), но ведь не позволишь себе осуждать его, непонятно, как бы ты поступил в подобной ситуации. Запомнилось, что в 1936 г. в защиту Шостаковича выступили только Горький, Булгаков и Лео Арнштам, остальные в лучшем случае предпочли воздержаться от комментариев, а многие открыто выступали с жесткой критикой композитора.
В книге больше всего понравились случаи из жизни, иногда забавные, иногда трагические. Ведь жизнь - это череда подобных случаев, именно они рисуют образ человека. О том, что Шостакович был хорошим человеком, говорят его действия по отношению к ученику, который заболел и нуждался в полугодовом лечении в Крыму, и Шостакович, никому не сказав, отдал ему свои деньги на это лечение, будто бы это деканат позаботился о своем студенте. Также композитор раздал всем нуждающимся деньги от своей Сталинской премии.
Очень ценны для меня личные впечатления Кшиштофа Майера, который неоднократно общался с Шостаковичем и в последней главе высказал свои впечатления о композиторе, еще раз подчеркнув неоднозначность его личности.
В любом случае, Дмитрий Шостакович остается одним из самых талантливых композиторов России и самой крупной фигурой русской музыки XX в.