Больше рецензий

23 июня 2014 г. 16:44

84

4

«Ной Морсвод убежал» всю дорогу хотелось переименовать в «Ной в Стране Чудес». Впрочем, несмотря на кэрролловские мотивы, главная отсылка в книге совсем к другой сказке. Сказать, однако, к какой именно, не могу — в этом главная интрига, о существовании которой не догадываешься вплоть до самых последних глав.

Итак, откуда же убежал восьмилетний Ной Морсвод? Из дома. Спозаранку, пока вся деревня ещё спала, а на траве только-только выпала утренняя роса. Почему сбежал, говорить не хочет. И клещами не вытянешь. И сиди гадай: дома с ним, что ли, плохо обращались? Или, наоборот, не уделяли достаточно внимания? А может, заставляли ходить в школу, где над ним одноклассники издеваются?

Чудеса не заставляют себя ждать. Едва Ной выходит за пределы собственной деревни, тут-то и начинается странное, «необычайное», как говорит сам мальчик. Странно идёт время: вечерние газеты выходят рано утром, а несколько часов ощущаются как несколько минут. Тут же подоспевают и говорящие животные и предметы. И загадочная кукольная лавка, которая и становится ноевой Страной Чудес. В ней живёт безымянный старик, единственные друзья которого — старые марионетки, часы, двери.

— Александр — мои часы, — ответил старик. — И притом очень стеснительные. Что на самом деле вполне удивительно, потому что, по моему опыту, часы обычно большие хвастуны, почти всегда куда-то спешат, вечно тикают, словно без этого не могут. Александр же совсем не таков. Ему лучше, если на него совсем не обращать внимания, честно говоря. Он у меня с норовом. По национальности — русский, понимаешь, а это странная публика. Я его нашёл в Санкт-Петербурге, в Зимнем дворце русского царя. Конечно, это было довольно давно, но он всё равно работает на загляденье, особенно если с ним беседовать о религии или политике. От этого он только заводится.

Слово за слово, и старик с Ноем начинают рассказывать друг другу свои истории. Старик — историю своей жизни, историю лавки марионеток. Ной — историю своей беды, заставившей его бежать из дома. История старика сохранена не в старых фотографиях, но в вещах, в вырезанных его отцом марионетках, хранящихся в древнем сундуке. Доставая из сундука одну куклу за другой, он вспоминает своё детство, так непохожее на детство Ноя. Детство старика — это Короли и Королевы из сказок Биссета, люди с говорящими фамилиями, кэрролловские белые кролики. Детство Ноя — книжки, ежегодные поездки к тёте на море, вылазки на ярмарки. Сказочный персонаж и реальный мальчик. Но подводят их различные истории к одному: с тем, кого любишь, надо быть рядом, особенно в беде и горе. Убежать от того, что делает тебе больно, невозможно — ты носишь эту боль в себе, и она пойдёт за тобой на край света.

Замечательная книга, добрая, полная сказочного абсурда и сюра. И личность старика, которая открывается в конце, окажется вам хорошо знакомой с детства (возможно, правда, под несколько другим именем). Для меня эта «сказка в сказке» оказалась приятным сюрпризом.