Больше рецензий

9 июня 2014 г. 18:27

150

5

Начиная со школьного возраста, я часто встречала "активно православных" женщин и девушек-ровесниц, которые очень старались привести в церковь меня и всех, кто встречался им на пути. Попалась даже классная руководительница, промывавшая нам мозги каким-то радикальным православием, возившая класс на исповедь (каяться в грехах), в мороз - купаться в "особой" проруби (смывать грехи), участвовать в православном спектакле (чтоб у каждого теперь были заслуги перед Богом). Нам раздавали крестики и маленькие иконы, при этом страшно пугая происками лукавого. Так что крестик я, можно сказать, надела со страху, а когда решила снять, уже в 25 лет, долго тряслась по ночам. Успокоилась по-настоящему лишь через полгода, убедившись, что без креста всё так же, слуги дьявола не отправились за мной в погоню и монстры не лезут из-под кровати.
Такой эффект даёт запугивание религией в сочетании с твоей собственной впечатлительностью. Но, только начав читать книгу "Уйти по воде", сразу увидела - бывает и хуже. Грустно и страшно читать про то, как в нормальной девочке, обладающей живостью и критическим мышлением, убивают эти качества, взращивая "смирение" и "благочестие". Порой ловила себя на том, что любые оценочные эмоции пропадают - как давать оценку такому, даже не ясно.
Герои и обстоятельства удивительно реальны, Катю я с самого начала воспринимала почти как реального человека, как хорошую знакомую... эта книга - не просто подобие жизни. Она приближена к ней настолько, насколько возможно. И увлекает, затягивает с самого начала, что редкость для книг, почти не содержащих прямой речи. Насчёт "церковных тараканов" (среди тегов, которыми помечена книга, был и такой) - половину высказываний в книге узнала, вспоминая речи своей классной руководительницы и других, желающих научить меня жить по-православному. Если кто-то, прочитав, возмутится, что автор приукрашивает, и вообще, такого маразма не бывает, я отвечу: бывает. Слышала, видела, сама чуть не втянулась... пронесло.
Гораздо хуже вышло у героини: конец очень печальный. Нет, формально - финал открытый, но настолько отравленный Катиным моральным и физическим истощением... а пока читаешь, всё надеешься, что пронесёт, вот она уже поступила в институт, вышла из церковной изоляции. Вот влюбилась, заново учится видеть солнышко и людей вокруг, отступает от привычного самозомбирования "молитва, пост, покаяние". Вот, миновав депрессию, "встала на ноги" и уже собирается замуж...
Финал оставляет надежду на то, что с ней всё будет хорошо. Костик будет рядом, не даст пропасть, приведёт врача или психолога... да и его родители, куда более душевные и не помешанные на православии, помогут ей поправиться, и всё будет хорошо. Это я домысливаю, конечно. Хочется домысливать, убеждать себя, потому что героиня - куда более достойная, умная и порядочная, чем эти якобы христиане, которые всё время окружали её плотным кольцом, чем эти священники, которые в своей жажде над умом и жизнью других становятся всё более отвратительны.
О чём книга? О любви. О вере настоящей и поддельной, слепленной из агрессии с экзальтацией. О таком явлении, как эмоциональный каннибализм: как можно искусно "обглодать" человека, чтобы он потом и жить-то нормально не смог, в лучшем случае - урывками, словно воруя для себя по кусочкам радость и настроение. А в таком случае, как Катин, когда жертва впечатлительна и склонна к самоедству - вообще отказался жить.
Существуют адекватные православные люди и священники, действительно любящие и уважающие ближнего своего. Жаль, что их так немного...

для игры "ОТКРЫТАЯ КНИГА мая 2014", 17 тур