Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

12 октября 2023 г. 19:50

781

3

Люси Сноу, покинув Англию, приезжает в Виллет, где устраивается на работу в школу-пансион мадам Бек. Собственно, все повествование будет сосредоточено вокруг описания будничной жизни, характеров учениц и учителей.

В пансионе мадам Бек процветает политика контроля и запретов. Слежка и доносительство в порядке вещей (мадам Бек не гнушается лично рыться в комнатах наставников, но надо отдать ей должное: делает это с удивительной сноровкой). Люси, как натура честная, неоднократно неприятно удивляется господствующему в пансионе культу лжи, лицемерия и душевной черствости. Прочие обитатели пансиона по большей части Люси сторонятся: англичанка, пуританка, высокие моральные ориентиры сопровождает нетерпимость к притворству и игре, пустой светской болтовне. Все это выделяет Люси из толпы. Одинокой она прибывает из Англии (не имея ни семьи, ни друзей, к которым можно было бы вернуться), одинокой она остается и в Виллете. Одиночество отчасти тяготит ее, а с другой стороны делает ее беспристрастным хроникером, наблюдающим хитросплетения человеческих взаимоотношений и особенности поведения. Люси выделяет среди других женских персонажей целеустремленность, упорство, самодостаточность. Стремление Люси зарабатывать честным трудом, ни от кого не завися – тоже идут в разрез с традицией викторианского романа. При всех этих характеристиках Люси не является героем "действующим": за развитием сюжета стоят другие герои, Люси же всего лишь наблюдательница. Вообще роман пестрит такими противоречиями (на разных планах – жанровом, повествовательном, персонажном). Перед нами как на первый взгляд воспитательный роман. Принципы Люси проверяются ее окружением; этот вызов она выдерживает с честью. Проходя через все испытания – сложные отношения с коллегами, любовную коллизию – Люси как будто бы должна выйти из повествования другим человеком и по логике развития жанра вернуться в Англию, чтобы там уже строить новую жизнь. Но Люси остается в Виллете, обзаводится школой (еще и открытой не то чтобы собственными усилиями, что тоже идет в разрез с предыдущим поведением) и на этом повествование и заканчивается.

Любовная линия здесь любопытная, но не то чтобы приятная. Первый любовный интерес Люси, доктор Грэм Бреттон, англичанин, не отвечает ей взаимностью, выбирая сначала Джиневру Фэншо, ветреную и поверхностную девицу. А после сочетается браком с юной Полиной Хоум, которую знал еще в детстве. (Полина и Люси, кстати, очевидно противопоставляются друг другу: во внешности, поведении; если Люси героиня реалистического романа, то Полина – существо из романтической легенды, почти что воздушное и нереальное). Второй любовный интерес – это Поль Эманюэль, преподаватель в пансионе мадам Бек. И его отношение к Люси – это песня. Критика, пренебрежение, классические разговоры о месте и разуме женщины, подколки – такая "любовь" поражает воображение. Временами поведение Поля завораживает своей истеричностью, но под всем этим Люси сумела разглядеть великое чувство и ответить взаимностью. Ну, вам виднее, мадам Бронте.

Современная критика бесспорно утверждает, что за сюжетом романа кроется история собственно авторской судьбы: Виллет – Брюссель, пансион мадам Бек – школа-интернат Константина Эже и Клэр-Зоэ Эже. В Эже, кстати, Бронте была безответно влюблена, вот вам и Поль.

Странный роман. На мой вкус слишком уж неспешный, переполненный "жизненными наблюдениями" и религиозными философствованиями. И вот вроде бы откровенно плохим назвать его никак нельзя, но скучно было до невозможности. Когда читала "Джейн Эйр", у меня тоже было много вопросов, но там хотя бы образ главной героини как-то компенсировал это; здесь же ни Люси, ни сюжет увлечь не смогли.