Больше рецензий

10 октября 2023 г. 09:12

153

5 Смерть боится казаться смешной..

Философская трагикомедия. Дублин. 1745 год. Октябрь. Последние дни сатирика Джонатана Свифта страдающего помутнением рассудка и каждый раз репетирующего свою смерть. Безумный старик завещает всё своё состояние безумцам, которые начинают собираться вокруг дома, рассаживаются на скамейках и становятся зрителями в театре абсурда. Стараниями ирландских властей, пытающихся уберечь своего гения от исков, которые ему в ином случае предъявят за его острейшую сатиру. По распоряжению губернатора в дом Свифта, оказать помощь в лечении душевного недуга хозяина, приезжает очередной врач психиатр (прошлый тронулся рассудком). Находясь в доме доктор попадет в мир Свифта с его персонажами. В пьесе пересекаются сюжетные линии с лилипутами, иеху, гуингмами, великаном и мистером Никто. Даже есть одно убийство полицейского. В одной из частей появляются лапутяне "пришельцы из будущего". За всё произведение Свифт не произносит ни одного слова, передаёт информацию посредством мыслей. Медсестра, слуга понимают его без слов. Душа Свифта страдает, терзается муками непонимания и больше всего достаётся доктору, которому домочадцы вместе с хозяином "перепрошивают мозг" заставляя верить в то чего нет. А вы ещё не читали "путешествие Гулливера"?. В последней сцене Свифт прямо говорит о «преимуществах» смерти – не менее показательное слово – она знает час своего прихода, а человек находится в неведении. Свифт уравнивает счет, узнавая дату своей смерти: «А теперь мы с ней на равных! И неизвестно, за кем последнее слово…». И делает следующий ход, давая указания к своему путешествию в страну мертвых: «Сегодня в полночь я умру в последний раз. Это – важное представление, поэтому мне хочется в нем быть максимально убедительным… Посмешней изображайте скорбь». Одну из них Свифт озвучивает сам: «Смерть боится казаться смешной. Того, кто смеется над ней, обходит стороной». Игра со смертью является способом ее преодоления. Мотив безумия, игры разума старика Свифта наряду с мотивом игры является одним из основных . Судьба как определенная программа дается личности для ее совершенствования, а ее повторы указывают на неусвоенные жизненные уроки и ошибки в прошлом, которые необходимо осознать и переоценить. После чего личность выходит на качественно новый уровень психологического и духовного развития (эпизод с великаном). В какой то момент я также вместе с доктором вообще потерял нить происходящего в этой истории. То ли театра, то ли реальности, то ли безумия.  Мистификация заполнило всё пространство сознания. Финал заканчивается тем, что уже немножко безумный доктор пишет некролог и сам отправляется в своё путешествие.