Больше рецензий

8 октября 2023 г. 16:52

29

3 Африканские приключения

В книге четыре романа Хаггарда, из которых два я читала раньше, а два были для меня новыми. Помнится, на предыдущие два романа я уже писала рецензии, так что ограничусь рецензиями на два других романа. Итак, первый - "Клеопатра".
Так уже вышло, что я очень люблю Египет и истории, с ним связанные. Так что от романа, носящего имя великой царицы, я ожидала бОльшего. Увы, ожидания не оправдались. Роман посвящен не столько судьбе Клеопатры, сколько некоему Гармахису, юноше, который был рожден от крови фараонов и должен были взойти на престол, но - нет. Потому что он влюбился в Клеопатру, а в него влюбилась прислужница Клеопатры Хармиона (Гермиона, да). В итоге судьба Египта оказалась во власти женщин. А дальше роман просто полностью напичкан мыслями о том, что женщина во всем виновата. Не в общих чертах, конечно, а чисто конкретные женщины, но...
Нет, я согласна, Хармиона и Клеопатра две - как бы это помягче сказать? - заразы, которые вертели Гармахисом и его судьбой, как им вздумается, и еще его же и обвиняли, мол, "сам виноват, что я тебя предала", "сам виноват, что я тебя низвергла". Отличный пример перекладывания ответственности, что уж...
Роман делится на три части: "Приготовление Гармахиса" - о том, как Гармахиса готовят в цари, "Падение Гармахиса" - его стремительное падение из-за связи с Клеопатрой и "Месть Гармахиса" - его перевоплощение в гадателя Олимпа и убийство Клеопатры. Нам показывают сначала гордого юношу, затем несчастного обманутого возлюбленного, а после изможденного, но хитроумного юного старика, который готов отомстить за все, что с ним приключилось, и затем сам понести наказание.
Честно говоря, образы Гармахиса, Клеопатры и Хармионы показались мне довольно картонными, хотя Гармахиса пытались изобразить меняющимся персонажем, но высокомерие, воспитанное в нем, никуда не девалось. Он всегда воспринимал себя законным фараоном, и судил оттого с точки зрения законного фараона, я не видела, чтобы психологически Гармахис молодой отличался от Гармахиса зрелого: мысли и речи одни и те же. Клеопатра показана только в негативном свете: она бесполезная правительница, отравительница и убийца своих родичей, она нисколько не ценит собственных детей и не горюет по ним, для нее важны лишь любовники. Она легко перескакивает с любви на любовь, но так и не ясно, какое ее чувство было на самом деле настоящим. К Цезарю? К Антонию? К Гармахису? Хотя нет, к Гармахису она ничего не чувствовала. Хармиона же вообще странная барышня: я тебя люблю, поэтому я тебя погублю, потому что ты не можешь принадлежать мне. Странная вымороченная логика собственницы. Как я ни старалась, я не смогла найти в книге положительного героя. И хотя Гармахису все же сочувствуешь, потому что он попал под влияние и власть женщин и оказался ими погублен, но так и хочется ему сказать: "Сам виноват". Потому что поступать с женщинами надо не по-скотски, как он с Хармионой поступал, и не по-рабски, как он вел себя с Клеопатрой. Где надо мужчину не включал, а где не надо, так выпячивал все свое фараонское величие, вот и поплатился. Вот так и получается, что Гармахису вроде сопереживаешь, но вообще никак не соболезнуешь.

Еще один роман Хаггарда - "Перстень царицы Савской". Довольно пресный. Сюжет таков: доктор Адамс потерял своего сына, которого украл африканский народ фэнгов. Он жаждет вернуть его. Однажды он его даже находит, но едва не погибает от рук фэнгов и попадает к племени абати - народу трусов. Правительница этого народа - потомственная царица Савская, Вальда Нагаста (Дочь Царей) по имени Македа просит его помочь ей в борьбе с фэнгами. В итоге доктор возвращается к абати с друзьями - Оливером Ормом, военным инженером, археологом Хиггсом и сержантом Квиком, подчиненным Орма. Они везут с собой много взрывчатки, чтобы разрушить сфинкса Хармака, священного идола фэнгов, чтобы, согласно легенде, их победить. Проспойлерю: ни-фи-га. Фэнгов победить не так уж просто, это воинственный народ. А абати, напомню, сплошь трусы и, кстати говоря, во многом подлецы. Потому что количество предателей среди этого народа ну очень много как-то. А белых "спасателей" предают раз за разом.
Роман показался мне очень пресным. Ну то есть сюжет, который задуман, идет и идет себе предсказуемо. Сказано в начале романа, что идола надо разрушить - разрушат. Ну как разрушат - голову оторвут взрывом. Подготовка к этому будет долгая - да. Сказано, что надо сына спасти - он появится сам. Вот просто возьмет и появится. Но воссоединение отца с сыном будет таким же скучным и просто констатированным фактом, как отрывание головы Хармаку.
В романе есть любовная линия - она тоже закончится логично и благополучно. Но как же она меня бесила. В романе есть главный злодей - он не изменится до конца и будет вести себя одинаково, что бы с ним не происходило. В романе есть сражения, героические превозмогания, но, блин, они описаны ТАК СКУЧНО! Как констатация факта: они просто были. Все. Вся движуха описывается задним числом и с как бы воспоминаний доктора Адамса. Для сравнения: сражение за Вальду Нагасту описывается всего в двух абзацах "со слов профессора Хиггса", а вот диалоги, предшествующие событиям, занимают по две страницы. В итоге приключенческому роману не хватает приключений и динамики.
Больше всего во время чтения романа я переживала за Родрика, сына Адамса, все боялась какой-нибудь подлянки со стороны фэнгов. Но нет, фэнги, а конкретно их правитель, люди чести и обещания исполняют, в отличие от абати, которых в итоге совершенно не жалко. От них даже собственная царица отрекается. Но, повторюсь, то, как спасается Родрик - он ПРОСТО САМ ПРИХОДИТ! - меня разочаровало. Ну как так? Где подвиги, где превозмогания, как во время спасения из плена Хиггса? В смысле просто так приходит и все? И никаких взаимодействий с отцом: просто пришел и снова его сын. Нет ни обвинений, что отец его не спасал, ни какого-либо изменения в поведении и обычаях Родрика. Он просто занимает место четвертого белого вместо погибшего Квика - и все. Ему даже слов не дают.
Ну и о погибшем Квике. Он героически сражался за Вальду Нагасту. Единственный персонаж, за кем интересно было следить. Но его убивают. И собаку Фараона тоже. Жалко обоих. Причем оба погибают за свою верность Орму, который, имхо, не достоин этого - он просто влюбленный дурак, которому много раз было сказано, что роман с царицей запрещен. Но - нет. Ему же НАДО! Царица, впрочем, тоже влюбленная дура - совершенно забывает о том, что она царица и как-то отвечает за свой народ. Забывает о своем положении - и сбегает на свиданки с Ормом. В итоге она вообще бросает свой народ и убегает к Орму. Тоже мне, царица...
Что в итоге можно сказать о романах Хаггарда? Они не оправдывают своего статуса "приключенческий роман". Нет динамики повествования. Герои односторонние и картонные, психологии практически нет. Стоит ли их читать? Ну разве для общего развития, чтобы понимать, про что писал этот автор.

Собери их всех