Больше рецензий

30 августа 2009 г. 15:22

243

5

В целом конечно прочитать стоит "Новую Атлантиду", хотя бы для того, чтобы понять каким видели развитие общества в 1627 году, а тем более глазами, можно сказать, "отца" современной западной техногенной цивилизации Фрэнсиса Бэкона. Конечно в соответствии с обычаями в литературе того времени в "Новой Атлантиде" много слов о христианстве и его исключительности, что впрочем не удивительно для колониальной Англии, все описываемые персонажи как один почтенные и благородные люди, исполненные красноречия и почтительности, сверх всякой меры упоминание братской любви, слез умиления, все преисполнены чувством смущения и благодарности, а некоторые даже испытывают желание обогреть чужестранцев на груди, все уповают на бога и ежеминутно возносят ему молитвы и благодарности. Всем этим богата первая половина, а вот во второй уже начинается разговор по делу, описание устройства общества и развитие техники и науки в этом утопическом государстве. Хотя интересно что это за идеальное общество, если " кто-либо из семьи впал в нищету или находится в тяжелом положении - изыскиваются способы помочь ему и обеспечить средства к существованию" и то не каждому, а только из семьи тирсана, а если в нищету впадает не член семьи тирсана, об этом ничего не говорится, но сам факт того, что в обществе можно попасть в тяжелое положение уже сам по себе говорит о том, что до идеала ему далеко, но Бэкона видимо это не смущает. Из негативного еще тот факт, что учреждение которое занимается наукой и техникой в Новой Атлантиде на своих совещания решает, какое из своих изобретений и открытий должно обнародовать, а какие нет. И все они дают клятвенное обещание хранить в тайне те, которые решено не обнародовать; хотя из этих последних мы некоторые сообщают государству, а некоторые - нет. Ну и еще в плане морали хочу выделить фразу: "Они говорят, что вы лишили брак его смысла; ибо брак ведь призван быть средством против недозволенных вожделений. Вот почему можно видеть у вас бесчисленное множество мужчин, которые не женятся, но предпочитают брачным узам развратную холостую жизнь. А из тех, кто женится, многие женятся поздно, когда пора их расцвета уже миновала. Да и что для них брак, как не сделка, в которой ищут выгодных связей, приданого или высокого положения; или разве
еще продолжения рода (и то без большой охоты)".