Больше рецензий

Nordlys

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 сентября 2023 г. 13:05

355

5

Андре Моруа - яркий представитель жанра художественной биографии. Его жизнеописание представителей трех поколений рода Дюма - не научное исследование, а увлекательное литературное произведение.

Перед нами три Александра Дюма - дед, отец и сын. Самому старшему отведено меньше всего страниц, да и самого младшего затмевает монументальная фигура Дюма-отца. Человек широкой души, не умевший копить деньги, но тративший их с поистине королевским размахом, щедрый в отношении менее удачливых собратьев по перу и своих многочисленных любовниц, добродушный великан, написавший за свою жизнь несчетное количество строк, среди которых нет ни одной скучной - таким предстает перед читателем автор "Трех мушкетеров" и "Графа Монте-Кристо".

Как пишет Моруа, прочитать все произведения Дюма невозможно, как и написать их. Никогда не было тайной, что свои знаменитые романы Дюма писал не один. Порой он просто собирал своих помощников за столом, рассказывал им сюжет нового романа, а они, разделив между собой на главы, писали его. Окончательную редактуру вносил сам Дюма, поэтому все они носят печать его индивидуальности.

Дюма всю жизнь был окружен женщинами, он не переставал дарить им свою любовь до самой смерти. При этом он не понимал, как можно хранить верность одной женщине, поэтому любовницы сменяли друг друга очень быстро, и их количество, пожалуй, можно сравнить с количеством написанного (или, если хотите, подписанного) им.

Естественно, при таком количестве любовниц у него не могло не быть детей. Старший из них - и есть Александр Дюма-сын. Отец любил его и гордился им, хотя не все и не всегда было в их жизни гладко. Верный своей природной щедрости, Дюма поддерживал его мать и его, когда он был еще ребенком, а после и вовсе решил его усыновить. Но в то время это понималось несколько иначе, и усыновить фактически означало отобрать у матери. Поскольку он был незаконнорожденным ребенком, мать при рождении должна была изъявить желание усыновить собственного ребенка, если хотела оставить его у себя. Она же этого не сделала, и поэтому Дюма не составило труда забрать сына себе. О времена, о нравы!

Сын был противоположностью отцу. Не так плодовит, не так щедр, не так любвеобилен. Он был моралистом, но, надо заметить, в большей степени на словах. Но и он был знаковой фигурой во французской литературе. Недаром Моруа величает отца и сына Александром Первым и Александром Вторым.

Для обоих Дюма важной вехой творчества был театр, но и сами они "разыгрывали на сцене Франции прекраснейшую из драм - свою жизнь".

Прочитано в рамках Книгомарафона