Больше рецензий

NotSalt_13

Эксперт

"Непризнанный граф "Monte-LiveLib..."

13 сентября 2023 г. 10:41

2K

4.5 "Непривычно засыпать, зная, что тебя никто не сторожит..." (с)

"Приборы в норме? Двигатель запущен? Поехали!" - подумал я и начал писать первые строки.

Оказывается, что я не писал рецензию на прошлую книгу Энди Вейера, вызвавшую у меня безграничный восторг и мгновенное желание познакомиться с «Аве Мария». В контексте данной рецензии мне придётся неоднократно сравнивать их содержимое и проводить параллели без отсылок, влияющих на восприятие сюжета и развитие происходящих событий. Попытаюсь объяснить всё предельно доступно, даже для тех, кто не читал ни один из вариантов, предложенных автором.

Рецензия получится долгой, поэтому сразу обратите внимание на выделенные слова, которые позволят сократить время на поиск нужных ответов.

"Теряем первую часть ракеты и устремляемся вверх!" - иронизировал я, пытаясь мимикрировать под атмосферу космических перелётов.

Начну с непривычного для меня, но предельно банального и обывательски простонародного чувства... Восторг от чередования коротких и доступных предложений внутри интересного текста, насыщенного информацией, данными, связанными с физикой, химией и устройством вселенной... Это действительно важно, и для меня в данном случае является характерным авторским стилем, влияющим на восприятие и усвоение текста, а также первой параллелью в произведениях написанными Энди Вейером.

Перевод и изложение слов близки к написанию предыдущей книги. Исключение состоит лишь в том, что в некоторых моментах язык является более раздражающим и неуместным. Этот авторский недостаток был не сильно заметен, но здесь начал проявляться, не стесняясь своей уродливой сущности. Благо он встречался достаточно редко и преимущественно на ранних этапах произведения, где главный герой, собирая крупицы из утраченной памяти, пытается идентифицировать свою принадлежность к людской расе и нации. Автор компенсирует этот нелицеприятный момент отличным юмором и самоконтролем в русле моментов официальных диалогов и стези, заходящей в раздел книг, повязанных с физикой и астрономией, но всё же сам факт наличия недостатка неоднократно разрезал сетчатку моего усталого глаза.

Как мы знаем, написанные короткие предложения порой рождают смысл и завязку сюжета. Этот случай не стал исключением.

Завязка заставляет вгрызаться в буквы и не торопиться, наслаждаясь моментом и попытками ощутить на себе каждое слово, словно грузные дождевые капли, попавшие на тёплую кожу в разгар летнего зноя, пока я не упёрся в град описаний ненужного текста (об этом несколько позже).

Райланд Грейс приходит в себя на борту космического корабля. Он не помнит своего имени и понятия не имеет, как здесь оказался. Единственное, что он знает наверняка, это то, что он спал, а сейчас проснулся и компанию ему составляет парочка мертвецов. Воспоминания приходят обрывочными картинками...

"Вау! Это будет прекрасно!" - думал я, читая первые строки и ощущая прекрасную атмосферу авторского сюжета до наступления первой выпирающей кочки.

Только вот с самого начала текста и описания выхода из комы меня начала мучать непомерная формулировка простого вопроса, переходящего в злободневную мольбу и просьбу, которую я изложил бы в коротком письме и которую никогда не увидит ни один автор, использующий данный приём в своих написанных словах, но, возможно, поддержит хотя бы один читатель данной рецензии, позволивший бы мне понять, что не для одного меня подобные вещи являются крайними раздражителями в области читающих глаз:

"Нет! Я отказываюсь воспринимать написанную реальность. Серьёзно? Мне просто интересно, зачем множество авторов так любопытно и дотошно, не нивелируя происходящие события, описывают всевозможные процессы, связанные с выделением экскрементов, паховой боли или попыткой опорожниться в случае со вторым вариантом событий? Сцены связанные с сексуальным подтекстом - отдельный вид моего недовольства. Какое наслаждение испытывают они, вклинив эти куски текста, не дающие характеристику персонажей, и просто закрывая свои нереализованные гештальты? Мне было бы достаточно упоминаний катетера, трубок, и моя фантазия и без того живо рисует картину происходящих процессов. Ей совершенно необязательно каждый раз прямым текстом упоминать о муках главного персонажа, напоминать, какого он пола, через наличие детородных органов и направлять мне в лицо содержимое трубок. Уважаемые авторы, пожалуйста, прекратите подобные измывания над воспалённой фантазией потребителей книг! Найдите способ сбрасывать сексуальное напряжение, кроме написанных строк! Спасибо!"

Я бы отправил это письмо С. Кингу, Э. Вейеру, Т. Харрису и ещё десятку именитых писателей.

"Меня одного это столь неистово раздражает до помутнения глаз? Ладно. Я точно забуду об этих сценах, подбираясь к финалу..." - думал я и продолжил читать столь ожидаемую книгу.

Когда мучительные сцены подошли в концу, оставив после себя лишь тонкую красную линию, украшающую поверхность пола (именно для этого была придумана эта гениальная связка и проведена незамысловатая аналогия), события начали развиваться со стремительной скоростью. Хочется отменить работающий приём, не впервые встречающийся мне в мире искусства и выражении мысли с попыткой увлечь. Процесс воспоминаний и попыток воссоздать свою личность главным персонажем мне всегда кажется выигрышным. Читатель разгадывает подобную тайну вместе с героем, опирается на обрывки воспоминаний, обстановку, оттиски внешнего вида и пытается разгадать причины и следствия произошедших событий. Строит предположения и пытается разобраться в цепочке событий. Это смотрится особенно увлекательно при условии, что весь процесс приправлен качественным юмором и событиями, происходящими внутри корабля.

"Об этом немного подробнее..." - подумал я с видом экспертного ценителя в мире чужого искусства...

Давайте снова присмотримся к предыдущей книге Энди Вейера. Вместо приёма перемещения фокуса внимания с проблем выживания Марка Уотни на спасательную операцию, происходящую на Земле, в данном случае применяется приём по восстановлению памяти, не позволяющий заскучать в цепи событий, разворачивающихся в реальности. Читателя будет отбрасывать в потоки воспоминаний, которые призваны раскрыть множество деталей событий и не дать застыть в потоке эмоций. Созданные качели подбрасывают вверх и опускаются вниз, приоткрывая завесу тайн, и позволяют автору раскрыть происшествие с множества ракурсов, преподнося его. Подобные приёмы устарели?! Возможно... Но они всё ещё работают среди тонн написанных текстов.

"Вероятно, сейчас самое время написать о плюсах и минусах книги, поменяв их местами? Хотя я уже начал о плюсах..." - подумал я и задумался над сущностью прозы.

Самое очевидное, что бросается в глаза и почему для меня данное произведение не является более сильным, - это писательская попытка расчёта на параллельную, частичную амнезию читателя. Серьёзно? Энди Вейер! Это действительно всё, на что способен автор единственной книги?! Ленивая мысль о том, что одинаковая канва с космосом, конфликтом и человеком, преодолевающим неприятности, в несколько иной интерпретации будет одинаково равносильно воздействовать на читательский мозг и прожитые чувства? Просто несколько иные декорации, несколько больше юмора и спасение человечества вместо спасения человека?

Я натыкался на рецензии, где авторы утверждали, что здесь можно будет ожидать "Марсианин v 2.0", но это выглядит максимум как "Марсианин v 1.01". К несчастью, мои чувства были обмануты и спрятаны в глубоком шкафу, рядом с излюбленными игрушками забытого детства. Когда я читал эту книгу, у меня порой складывалось впечатление, что мне пытаются подарить подарок, который мне уже презентовали в прошлом году, а я почему-то должен разыгрывать неминуемое чувство восторга. Простите, что мне не три года и я немного понимаю, как устроен мир и написание литературы... Более того, тот самый ненужный подарок мне пытается всучить тот же человек, который дарил его годом раньше! Как я могу испытывать уважение к этому? Это же в конечном итоге не Дон Корлеоне с невозмутимым лицом, и я могу принять его без доли должного уважения к данной персоне!

Не менее громоздким минусом по своему масштабу и сути является оторванность от реальности в сравнении с прошлым произведением и отсутствием времени произошедших событий. "В чём именно она состоит?" - спросит будущий читатель этой напыщенной книги. Представьте себе партизана, которого в кромешной тьме, не считая света раскалённой лампочки, висящей над головой, пытают третьи сутки, в попытке узнать ближайшие планы контрнаступления объединившихся армий... Так вот... "Умру! Но тайны не выдам!"

Просто будьте готовы к этой неудобной ситуации при прочтении книги. Атмосфера возможности событий в нашей реальности со временем сыграет злую шутку с читателем данного произведения и здорово портит связь с верой в подобный исход. Предыдущая книга казалась логичной в ближайшей реальности, но в этой автор улетел от неё в какое-то другое созвездие, прихватив с собой пакет кокаина и стакан водки для русского космонавта.

И ещё немного отсылок из списка не самых приятных моментов, которые предстоит пережить. Если у кого-то из читателей есть минимальные связи в мире создателей литературы... Подскажите автору другие проблемы, кроме нехватки еды и создания собственных огородов. Простите за спойлер, не влияющий на восприятие сюжета, но об этом лучше знать до прочтения книги.

"Поговорим о более приятных вещах?" - сказал я и скрестил пальцы домиком.

Несомненные плюсы данного авторского произведения, состоят в том, что...

В целом меня легко обмануть... Если мне сказать, что гелий состоит из примеси нитрдал-натрия трёхмерного сафата кальция-брома - я скорее понимающе закиваю головой и продолжу делать умный псевдоинтеллектуальный вид, пускай и с закравшимися сомнениями, не вырвавшимися на пространство моего лица, не утратившего вид неподдельного интереса. Научность книги я не проверял и не запоминал написанных фактов. Мне были понятны самые очевидные процессы, выводы и совершенные действия, создающие необходимую атмосферу. Она прекрасна, за исключением моментов, которые были указаны выше.

В ней есть кризис положения выживания человеческой жизни и человечества в целом. Моменты, нагоняющие список вопросов о том, как герой предотвратит появившуюся ситуацию и сможет преодолеть список негативных последствий. Ощущения неизбежности, которые решаются при помощи науки и способов думать.

Интересная структура не даёт скучать и показывает процесс подготовки к полёту и проблемы, возникшие в ходе его совершения. Глазами автора виден космос и непосредственное устройство корабля. Сам сюжет увлекает и не даёт отложить книгу в сторону до тех пор, пока она не будет прочитана целиком.

"Может, написать ещё несколько строчек о выводах? Вряд ли до этого момента прочитали хоть десять человек, начавших разбираться в тексте этой рецензии..." - подумал я и согласился с собственным мнением.

Книгу однозначно стоит прочесть любителям жанра научной фантастики. Много терминологии, теории, текста, увлекательного сюжета, забирающего из плена реальности, несмотря на все недостатки в виде банальных шаблонов проблемы выживания, русских космонавтов, выпивающих водку, а французов - бокалы вина... В ней есть то, чего нет во многих других произведениях современной литературы. Желание погрузиться в этот написанный мир. Ощутить все проблемы. Следить за поиском верных решений. Верить в характер героев и лучший исход. Рекомендую к прочтению даже после того, как прочтёте предыдущую книгу, написанную Энди Вейером. Только не набрасывайте на неё ворох своих ожиданий и кучность претензий. Просто насладитесь текстом.

"Снова земля..." - подумал я и снял шлем, словно прикованный к тугому скафандру. Как всегда...

"Читайте хорошие книги!" (с)

Комментарии


Какое наслаждение испытывают они вклинив эти куски текста не дающие характеристику персонажей...

Возможно, хотят показать, что герой - живой и всё человеческое ему не чуждо?
Например, в книгах про попаданок только раз или два поднималась тема критических дней. Остальные этот момент мило опускают, мол, домыслите сами.


Возможно, хотят показать, что герой - живой и всё человеческое ему не чуждо?

Тогда получается в каждом произведении для веры нужно вписывать сколько раз каждый из героев сходил в туалет и что он там делал в деталях. Иначе я не поверю, что никто до сто двадцатой страницы там не был )

Я привел пример ниже для Сауле.

Моя претензия только в том, что это не влияет на сюжет и раскрытие. Или оно бывает косвенным, но через сексуальный подтекст им выходить проще всего и пронизывать постоянным повторением факта. И иногда для авторов это реально выглядит лишь как почва для сублимации и нереализованных желаний, которые они транслируют в массу ) Особенно Кинг для меня, здесь самый яркий пример.

Когда влияет - вопросов нет никаких ) Я спокойно читал литературу где подобные дотошные описания были к месту и на что-то влияли и показывали.


Возможно автор слишком дотошный, возможно автору нужно было больше слов, чтобы набрать определённое количество авторских листов, возможно автор этими самыми подробностями хотел донести до читателя какой-то сакральный смысл. Выбирай :-)


Например, в книгах про попаданок только раз или два поднималась тема критических дней. Остальные этот момент мило опускают, мол, домыслите сами.

Тут возможно все в порядке ) И это надо было. На словах звучит логично )


Насчёт катетеров и тому подобного: не далее как вчера вечером смотрела глупенькую американскую комедию, предвкушая отключку мозга и приятный отдых. Увы, мне столько раз показали процесс - как называется: тошноты или блевоты? - в красках и подробностях, что ни фига никакого отдыха не получилось... Физиология - один из источников вдохновения для современных авторов, что писателей, что сценаристов, ей-богу. Видимо, они по-прежнему считают, что это моменты шокирующие, что всегда неплохо для воздействия на читателя/зрителя, но упустили тот момент, когда они стали просто мерзотными в силу частого повторения...


Просто к чему это у меня накипело? Для примера... Не самое яркое, что вообще не раскрывает персонажей и не влияет на события, но всё равно... Хотел прочитать "Ганнибал". Насладиться концовкой истории.

В итоге я случайно узнал, что сестра одного из героев получила травму локтя от инцеста в подростковом возрасте (видимо, это раскрывает, что он брутальный до чертиков)

-  Ты покалечил меня, Мейсон, когда я была маленькой. Заставляя меня удовлетворять твою похоть, ты повредил мне локоть. В результате теперь я не могу выжать левой рукой больше тридцати шести килограммов.
-  Что же, в таком случае ты не получишь шоколадку. Мы вернемся к этому разговору, сестренка, когда завершим важное дело.

Далее отличное раскрытие... В кавычках, конечно... Ничего иного автор не придумал для показа восторга от кучи денег кроме

Пацци летел в Женеву, чтобы взглянуть на деньги. Он сам настоял на этом.
Ринальдо Пацци обладал абсолютной зрительной памятью. Он ясно помнил, как в первый раз узрел у себя эрекцию, когда впервые увидел свою кровь, как впервые перед его взором предстала обнаженная женщина и как выглядел тот кулак, который когда-то нанес ему первый удар. На всю жизнь он запомнил мумифицированную голову святой Екатерины, покоящуюся в раке в боковом приделе какого-то собора в Сиене, куда он случайно забрел в далекой юности. Больше всего его тогда потряс безукоризненно белый чепец на мертвой голове.
Столь же сильное потрясение Пацци испытал при виде трех миллионов долларов США.
Триста оклеенных бандеролями стодолларовых купюр с разными серийными номерами.

Не взмокшая рубашка... Не пересохшие губы...
Закончились образы )

Дальше

Пацци возносил молитву, стоя на коленях на каменном полу капеллы Пацци, а на него сурово взирал его двойник с медальона работы делла Роббиа. Ему казалось, что его молитвы не идут дальше круга мрачных апостолов на потолке капеллы. Оставалось лишь надеяться, что часть молитв прорывается в темный внутренний дворик собора и возносится через открытые небеса прямо к Богу.
Ценой больших усилий ему удалось создать мысленные образы благих дел, которые он смог бы свершить, получив большие деньги в обмен на доктора Лектера. Он увидел себя и супругу раздающими монеты уличным сорванцам, увидел какой-то огромный медицинский аппарат, который они дарят больнице. Пацци увидел волны Галилейского моря [31] , почему-то очень похожего на Чесапикский залив. Узрел он и розовую, прекрасной формы, руку своей супруги. Ручка крепко сжимала его пенис, чтобы головка члена напряглась еще сильнее.
Пацци оглянулся и, никого не увидев рядом, громко сказал, обращаясь к Богу:
-  Благодарю Тебя, Творец, за то, что Ты позволил мне убрать это чудовище с лица Твоей земли. Благодарю Тебя от имени всех тех душ, которых Мы избавим от страданий.

Что это раскрывает как персонажа? Что он озабоченный и без моральных принципов? Ну ладно...

Не буду вставлять про детали после одного из повешений. Лучше бы автор столь детально описывал красоту природы или обстановку в помещениях.

И это у многих авторов сквозит. Зачем? Почему? У меня нет ответов... Только искривлённое лицо от навязчивых повторений не влияющих на сюжет и раскрытие персонажей.


Хороший критик встречается редко. А критик с хорошим чувством юмора и того реже )
Жаль, что Энди Вейер не прочитает ваше мнение.


Хороший критик встречается редко. А критик с хорошим чувством юмора и того реже )

Если найдется ссылка хотя бы на первую категорию - сбросьте ссылку ) С удовольствием почитаю такие работы ) А на вторую... С восторгом ))

Жаль, что Энди Вейер не прочитает ваше мнение.

Надеюсь, что он исправится сам )) А может он один из пользователей сайта и ежедневно просматривает тексты рецензий?)


Вряд ли исправится. Сейчас чем толще книжка, тем лучше. А надо же о чем то писать, чтобы заполнить страницы. Иначе, книга будет раза в три тоньше, и какой же это бестселлер?
Вот и описывают физиологию. Тут у всех опыта предостаточно.

После такого только пожимать плечами и лечить глаза классикой... Может через несколько книг такое забудется ))) После "Аве..." немного отлегло. Там было не слишком много. Но вот в "Ганнибал" - я искренне не понимал предназначений.


я искренне не понимал предназначений.

Веяние времени. В каждой книге хорошие люди не отказываются от однополой любви, плохие белые гнобят хороших черных....


Рада видеть вашу рецензию и то, что вам понравилась книга, теперь мне захотелось прочитать Марсианина)


Она того стоит ) Может быть у Вас получится написать хорошую рецензию и избавите меня от этого гештальта, напомнив о ней в ленте )) Спасибо )


Я никогда не читала фантастику. Да и моя школьная физичка была в регулярном запое... Поэтому думаю, не пойму ни черта. ps Кинг же не злоупотребляет. Кроме "Долорес Клейборн" ничего такого и не вспоминается

В каждой книге встречаю у него какие-то нотки ) Или практически в каждой ) Физику я не любил ) Но потом в последствии стал интересоваться многим )