Больше рецензий

8 сентября 2023 г. 11:58

400

4.5 Малые формы Сартра также хороши как большие?

В сборник входит пять новелл: "Стена", "Комната", "Герострат", "Интим", "Детство повелителя". Для меня это было первое знакомство с малыми формами Сартра, и мне было крайне интересно узнать своё впечатление о них, ведь небольшие произведения привлекают меня значительно меньше больших. Мне их как будто нехватает, мало, я не успеваю задержать в себе мысль или переданное ощущение книги (не всегда, но в основном).
Тем более, я знаю как хорош Сартр, в своих больших повествованиях, вероятно это и позволило мне относиться к его малой прозе более лояльно. Да и весь "душевный мрак" и "экзистенциальная тошнота", которые ощущаешь при прочтении его произведений (а в этом сборнике уровень "мрачности" высок как никогда) мне также были знакомы, что помогло мне не испугаться этих тяжёлых ощущений при прочтении.

СТЕНА — первый рассказ сразу напоминает за что я так люблю Сартра. Погружение в определённое состояние, не только психологически, но и даже как будто физически — любимая черта этого писателя, которая так сильно отличает его от всех остальных. Вот и в этом рассказе он погружает в состояние человека, которому осталось жить одну ночь, ведь утром его ожидает казнь. Сартру веришь с научной точностью! Я отдаю себе отчёт в том, что это художественное произведение, но этот опыт переживается как документальный факт. Описание того как ведёт себя тело человека, зная что оно умрёт, того как играет психика и как умирает любовь, всё это воспринимается достоверно, как информация из психологических и анатомических книг. Ну и конечно история, история времени, которую Сартр запечатлел в своих произведениях, даёт так много "документальной" информации о борьбе идей, влиянии событий того времени на людей и их мысли.
Много интереснейшей "документальной" информации, укутанной художественным одеялом смыслов — идеальная формула идеального произведения для меня. И "Стена" — идеальный рассказ. В нём есть всё: жизнь, история, ирония, смысл, ценность, целостность. Я бы рекомендовал его всем и каждому, как "тизер" творчества Сартра.

КОМНАТА — история о том как "любовь зла", и дело не в том что объектом любви может стать известное животное, как в продолжении фразы. "Любовь зла" по Сартру, это про очень неоднозначное чувство, про которое нельзя сказать, что это счастье, радость, гармония, как и нельзя сказать, что это несчастье, мука, боль. Любовь в этом произведении ни чёрное ни белое, но она содержит в себе и чёрное и белое, она полна парадоксов.

ГЕРОСТРАТ — выглядит как рассказ, рассказанный для того что бы автор мог рассказать конкретную фразу. Как будто автору кто-то сказал интересную мысль, уложенную во фразу, и он написал небольшое произведение об этой мысли и фразе, так его это поразило. Но фраза и мысль стоят того, чтобы о ней узнать.
Уверен, эта та часть книги, на которой многие её закрывали. Рассказ наполнен сексуальными влечениями персонажа, учитывая, что влечения эти не самые популярные, местами читать неприятно. Ощущаешь как будто находишься сам при этом действе и оно отвратительно. Не ругаю автора за эту отвратительность, она очень художественна и литературна, и вызывает именно то, что и должна вызывать — Сартр великолепно объясняет людские пороки. Но это наверняка кому-то покажется "ту матч". Тема людских пороков ещё будет подниматься в сборнике, но в текущем случае она была использована, чтобы наполнить и объяснить персонажа (который ну очень такой типаж персонажей Достоевского, из его рассказов - "Двойник" например).

ИНТИМ — ещё одна вариация на тему "любовь зла", только в отличие от "Комната", здесь эта тема раскрывается через гораздо более обыденных персонажей, более знакомых. Если там была история очень-очень непростых людей, то здесь об очень простых людях, но таких сложных внутри своей простоты. Та же парадоксальная любовь, всё также объясняет какие сложные чувства могут иметь простые люди.

ДЕТСТВО ПОВЕЛИТЕЛЯ — самый интересный объект в сборнике. Начиналось довольно скучно, но потом разошлось и уже читалось в захлёб! Это самоё объёмное произведение в сборнике и оно снова дало ощущения насыщенности, когда читаешь историю развивающуюся дольше двадцати страниц, дало ощущение чтения романа. После предыдущих новелл, для меня как глоток воздуха. Ведь детство, отрочество, юность героя описаны детально и увлекательно. В его истории показаны те или иные события/чувства/переживания, которые влияли на становление личности. Интересно наблюдать, как те или иные идеи начинаю владеть неокрепшей психикой и личностью, как иногда совсем из ничего может разгореться ярое убеждение. Прекрасное психологическое наблюдение, Сартр оставил главное блюдо на конец вечеринки.

ИТОГ
Отвечая для себя на вопрос из заголовка рецензии, скажу, что да, малые формы Сартра также великолепны! Но также и скажу, что "Стена", книга на любителя. Любители Сартра найдут здесь за что любить Жан Поля ещё сильнее, а те для кого Сартр просто очередное имя в "читаю сейчас", возможно сочтут книгу скучной и неинтересной.

рецензия на Дзен