Больше рецензий

1 сентября 2023 г. 12:31

142

4

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел поделиться впечатлениями после прочтения работы "Будда", которая была написан знаменитой в своей сфере исследовательницей и публицистом Карен Армстронг. Сразу уточню, что я читал не все работы, а только некоторые, поэтому мне сложно судить о том, насколько сильно её позднее исследование отличается от опыта прошлых лет. Что важно (и что напрямую влияет на саму тему и подачу материала) - чувствуется переход исследователя в религию, о которой она пишет.

Периодически встречаются "шпильки" о том, что, дескать, христиане неверно трактуют некоторые вещи, в то время как буддисты молодцы, и у них правильное отношение к жизни. Да, человек имеет право на свое частное мнение, я не спорю. Но... Если ты пишешь научное исследование, посвященное разбору конкретного вопроса, где нет задачи анализировать и сравнивать разные вещи, то... Зачем тут вставлять свое мнение? Я просто этого не понимаю. Ведь эта работа посвящена изучению жизни Будды, общей систематизации мифов про его биографию, и анализ того, как и почему им было открыто учение, которое легло в основу целого движения.

Которое не только не потухло после смерти своего основателя, но процветает и развивается дальше. У культуры буддизма не чувствуется никакой упадок, они вполне неплохо ощущают себя в современном мире, так как в основу концепта их идеологии легла и не попытка найти и осознать Бога, заслужить райские кущи, а прервать круг постоянных перевоплощений, чтобы человек мог вырваться из цикла жизни и смерти и обрести полноценную свободу от страданий. Да, сказано очень грубо и в общих чертах, но здесь действительно скрыто фундаментальное отличие от авраамических религий - например, в центре учения нет Бога.

Он не нужен, так как даже боги, согласно первоначальной мифологии и концепту буддизма, также являются жертвами постоянных перерождений, и сегодняшняя божественная сущность уже завтра может переродиться какой-нибудь бессмысленной букашкой. Поэтому свобода и полное отрешение от постоянного цикла жизни возможно как для смертных, так и для бессмертных сущностей. Иначе говоря, в этой системе просто не нужен некий Всемогущий Бог, который дарует своим последователям вечное блаженство.

В общем, буддизм действительно очень интересный концепт, у которого существует множество трактований и ответвлений (что естественно и нормально. Ведь людям свойственно считать, что только они правильно поняли и запомнили слова Учителя, чью "волю" они несут после его смерти. Как и нормально трактовать все в силу своего собственно восприятия мира. Поэтому неудивительно, что и буддизм в том числе претерпел целый ряд изменений и реформ, и имеет также несколько разных и даже в каком-то плане противоречивых друг другу школ).

В других религиях ситуация обстоит примерно также : )

Что мне понравилось в этой работе - же ставший как родной слог писательницы, которая действительно умеет интересно и просто донести информацию до читателя, делая это без лишней воды. Для проекта подобного профиля это действительно важный плюс. Как и то, что сама работа написана не сухим академическим языком. Где это необходимо, исследователь использует специализированные термины, но в целом все написано простым и доступным слогом.

Для подобной тематики книги это действительно очень важно, так как не каждый читатель готов сразу с головой погрузиться в специализированную литературу и пробиваться через дебри странных терминов, которые он раньше не слышал, или слышал много лет назад в институте на курсе философии, которые он уже благополучно успел забыть, так как в реальной жизни ему эти знания не были нужны.

"Будда" - хорошее исследование, которое будет интересно всем читателям, которые интересуются этой темой. Даже если вы уже начали делать первые шаги в сторону буддизма, то, как мне кажется все-равно будет интересно и может быть даже полезно посмотреть на фигуру основателя этого течения/религии/доктрины. Если же эта тема настолько далека от вас, что вы вообще никогда подобным вопросом ранее не интересовались, а тут вдруг стало интересно, то можно начать свое знакомство с этим человеком именно с этой книги.

Здесь не будет попытки обожествления Будды или выставления его в свете некого великого Учителя, который открыл всем тайные знания. Это именно исследование человека, которая проделала титаническую работу для того, чтобы показать нам максимально реалистичного основателя буддизма. Даже там, где в легендах его "официальной биографии" упоминаются боги, Карен рассматривает это скорее как некие внутренние силы и голоса, которые говорили с Гаутамой перед тем, как он окончательно решил понести истину в свет и поделиться ею с миром.

Потому что именно его любовь и открытость к миру дали решимость не превратить самому круг постоянных перевоплощений, но и научить этим знаниям других людей, которые вынуждены быть пленниками этого бесконечного цикла. Не дающего ничего кроме бесконечных страданий и возвращений к страданиям, от которых человек пытается избавиться и очиститься.

Говоря об этом человеке и его земном пути, стоит также понимать причины и процессы, которые повлияли на него. Поэтому первоначально Карен начинает исследование с того, что вводит нас в общий курс дела по состоянию Индии, её религиозным течениям и взглядам на мир. На то, как жили люди этого периода, так как без этого невозможно понять всю глубину решения Будды уйти в мир из дворца своих родителей и стать бродячим философом, ищущим смысл жизни в не праздном прожигании жизни, а в поисках действительно важных, сакральных вопросов.

Одним из которых было желание найти свободу от кармы, в которую верили все его предки. Согласно убеждениям религии этих людей, человек переживает постоянные перерождения, и в зависимости от своей кармы он оказывается выше или ниже в социальной лестнице жизни. Даже бессмертные созданий могут оказаться ввернутыми обратно в физическую смертную оболочку, если их карма будет наполнена негативной кармой. И им придется начинать все с самого начала, мучительно карабкаясь обратно вверх, на небеса. И то не факт, что они не свалятся оттуда через некоторое время снова.

Так что как не глянь, а жизнь им представлялась не как нечто светлое и жизнеутверждающая. А сама мысль о том, что им придется вновь и вновь переживать все "прелести" старения, болезней и угасания заставляли людей чувствовать странное иррациональное отчаяние. Люди искали возможность прекратить череду бессмысленных перерождений, которые казались им не великим даром жизни, а настоящим проклятием. Вечным адом, из которого они не могут вырваться, так как даже боги бессильны изменить правила существования великого Колеса.

Пока не появился Будда, который нашел способ разорвать этот порочный круг. И подарить людям состояние безмятежного покоя. В котором многострадальное "я" человека растворится и перестанет существовать. Когда, наконец, придет долгожданный покой.

Сразу уточню, что я не собираюсь пересказывать биографию Будды в рамках отзыва, так как это сделала за меня Карен. Просто уточню, что в рамках работы проделана действительно титаническая и кропотливая работа. Писательница рассмотрела не только официальные легенды, вычленяя из них рациональные зерна, но и действительно проанализировала время появления этого человека. Рассмотрела его первые шаги по пути обретения тех знаний, которые он обретет сам, а не получит как некое откровение сверху.

Такой формат построения биографии мне показался весьма удачным и даже практичным. Единственное, что меня периодически смущало (а это действительно так) - это непонятные нападения на другие религию с точки зрения "вот у них неверное понимание того или иного феномена". Если я ничего не путаю, то мы вроде как про буддизм собирались поговорить, верно? Вот давайте на нем и сосредоточимся, оставив в стороне другие религии.

К тому же, если уж про это пошла речь, то давайте я просто напомню (об этом, кстати, есть упоминание и в этой работе) о том, что первоначально Будда отказывался посвящать в свое течении женщин, так как от них одни искушения и проблемы. То есть человек сознательно хотел заставить страдать и перерождать снова и снова определенную часть населения. И не потому, что они не способны усваивать информацию и материал наставника, а потому что от них проблемы и смуты. Дескать, где появляется женщина, там начинаются споры и разврат.

То есть проблема не в мужчинах, которые начинают думать не той головой, а в женщинах, которые могут быть даже завернуты в три одеяла, но все-равно останутся виноваты только потому, что они женщины.

Мне кажется, что не Карен рассуждать о том, какой правильный и хороший путь выбрал Будда для человечества, укоряя в лживых посылах другие религии. Ох, не ей это делать : ) Так что повторюсь, что некоторые её вставки и отходы от тему в сторону там, где они действительно не были нужны лично мне мешали. Если я захочу увидеть критику и сравнительный анализ буддизма и, скажем, христианства или ислама, то я возьму специализированную работу, посвященную исключительной этой теме.

А здесь я ожидаю увидеть нечто усреднённое и приземленное про человека, который считается основателем этого течения.

"Будда" - интересный и продуманный материал. Интересный, в меру глубокий. Несмотря на критическое мышление писательницы, она не разрушает сказания и легенды, выстроенные вокруг наставника буддизма. Она просто предлагает воспринимать некоторые сказания как образы и символы, с помощью которых первые последователи говорили про то, что в свою очередь слышали от Гаутамы. И действительно примечателен тот факт, что нам мало что известно о жизни человека после того, как он решил учить Истине других людей.

Ведь как правильно говорил сам Гаутама, важен не он как личность. А важно его учение, которое дарует свободу и покой людям. Он сознательно не хотел становиться новым кумиром для людей, чтобы вокруг его персоны возник культ личности. Для спасения и освобождения человечества он сам был неважен. Были важны только те практики, которые он открыл для учеников. Ведь каждый из них в конечном свете должен стать Просвещенным. Чтобы прервать круг перевоплощений. Перестать возвращаться на Землю снова и снова. Растворить свое "я" в состоянии вечного покоя, и тем самым разорвать порочный круг Сансары.

Интересная точка зрения на жизнь и смысл жизни, но я с ней не могу согласиться : ) Поэтому я и не буддизм. А за замечательный разбор жизни такого неоднозначного человека хочу сказать писательнице большое спасибо. С удовольствием поднимаю палец вверх, и рекомендую книгу для чтения всем, кто интересуется буддизмом.

Будет интересно, обещаю.