Больше рецензий

MarinaVoevoda

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 августа 2023 г. 08:01

733

5

Ну вот я и сделала это! Я его прочитала! Достоевский в школе тяжело дался. Все мечтала восполнить пробел, понять как изменится восприятие его произведений сейчас. Ну что тут скажешь. О классике либо хорошо, либо никак... Изложу кратко свои мысли. Роман можно обсуждать долго, есть там за что зацепиться. Мне было тяжело читать. 3 недели читала, объем средний. Слишком много героев, каждый описан до малейших деталей. Совсем не поняла, для чего была введена исповедь Ипполита, такого ничтожного и малого героя, в таком объеме.
Идиотом был назван князь, но по мне так идиотов и душевно больных там и без него хватало. Наивный, добрый, неприспособленный к жизни. Дамы сумасшедшие его окружали. Что Настасья Филипповна, что Аглая. Если поведение и сумасшествие первой я могу понять, принять и оправдать через детскую травму, то неадекватное истеричное поведение второй вообще в голове не укладывается, как такое поведение вообще было возможно для девушки из генеральской семьи в те времена. Князя искренне жаль. Настасья Филипповну жаль. Жаль Рогожина. Он, пожалуй, единственный из всех персонажей любил искренно, самоотверженно. Аглая сама заварила эту кашу. Не поняла вообще ее внутренние посылы, не поняла никак ее чувств, поступков, экспансии, все ее действия от скуки смертной генеральской избалованной барыньки.
И пока Идиот самое мое любимое у Достоевского.

Комментарии


неадекватное истеричное поведение второй вообще в голове не укладывается, как такое поведение вообще было возможно для девушки из генеральской семьи в те времена

Да что в те времена, что в эти :) Влюбленный, избалованный подросток, с минимальным социальным опытом, но с играющими гормонами. Физически здоровая, сексапильная, отнюдь не "забитая" 20-летняя красивая девушка, без личной жизни и, более того, лишенная даже нормальных контактов со сверстниками, потому что ни в школе, ни в институте Аглая не учится. Что удивительного в том, что она истерична?

При этом ее поведение можно отчасти рационализировать. У нее действительно есть видимые причины рассматривать Настасью Филипповну как соперницу.


Ваши слова не лишены логики, конечно. Если сравнивать женщин одной эпохи, Достоевского и Толстого - то они очень разные. Сколько читала Достоевского, всегда поражаюсь, с каких женщин он это списывал. Они все странные и истеричные.


Допустим, я бы не назвал Анну Каренину спокойной и уравновешенной :) Но у писателей, конечно, разные методы.

Достоевский ставит своих героинь (и героев тоже) в такие условия, в которых их психика начинает работать на гране нормы, а иногда и за ее пределами, и это заметно. Однако ни у Настасьи Филипповны, ни у Аглаи от природы нет патологий. Но у первой сильная детско-подростковая травма и в силу ряда внешних причин и особенностей ее характера и нервной системы она не может ее самостоятельно переработать (что не исключение, а почти естественно в ее ситуации). А вторая просто юная и неопытная девочка, к тому же родившаяся в эпоху перемен, и она столкнулась с проблемой, которую плохо понимает и которая, между нами говоря, была бы сложной даже для взрослого, мудрого и образованного современного человека.


У Вас очень детальный разбор Идиота. Очень хорошо написали. Я же больше пишу эмоционально. Откликнулось-не откликнулось. Вот Анна Каренина это, пожалуй, мой любимый персонаж у Толстого. Я ее всем сердцем понимаю, принимаю всей душой. А Аглая мне не близка и не понятна. Я не ставлю ей диагноз.


Мне романы Достоевского нравятся больше, но я и на героев Толстого откликался тоже, когда читал.

Вы хорошо понимаете Анну Каренину. Как бы вы объяснили ее поведение?

Я, кстати, обратил внимание на то, что Каренину обычно внешне изображают неправильно - тонкой и темной, как Настасья Филипповна, а она по тексту скорее темная и пухлая, как (повзрослевшая) Аглая. Я себе представляю, что это такой тип фигуры, из которого тренировками лепится в спортзале "плэйбой-стайл" 90-60-90, но без дополнительных усилий женщиной выглядит полной (но сексуальной). Характер и темперамент у нее соответствующие. Просто одно из старых наблюдений )


Я тоже представляю Каренину с нежными формами, не худую, а нежную, мягкую, с томными движениями. С темными волнистыми непокорными волосами, собранными в прическу. Ее примерно так Толстой описывает.
Анну рано же выдали замуж, за мужчину сухого, в возрасте. А она темпераментная. И вот жила она себе, жила. Выстроила в голове картину счастья. Но когда она встретила Вронского, то в ней вся ее страсть и женственность проснулась, не растраченные, не ведомые ей ранее. У нее никогда такого не было с мужем. Они разные. Каренини сухарь, возможно что уже и как мужчина не состоятелен. Она сама испугалась, что так бывает, что можно такое чувствовать к мужчине. Ну а потом началась ревность, она ведь была старше Вронского. Ревность и любовь - это взрывоопасная смесь. Ее нельзя описать в одних оттенках. Анна страстная, чуткая, любящая женщина. Ее можно только почувствовать.
А еще ее любовь к сыну. Ее поставили в условия выбора - либо сын, либо Вронский. Это был тяжелый выбор. И она себя внутри всегда казнила, что оставила сына ради любви.
Ну а после - мужчинам, наверное, это не понять. Но послеродовая депрессия действительно существует.


Хорошо написали. Я примерно так же себя это представляю. Каренин по тексту не столько в возрасте (когда он женился на Анне, ему было лет сорок), сколько действительно сухой и чопорный. Да и в общем-то тогда не очень понимали, что женщина тоже имеет право на удовольствие от интимных отношений и ей это тоже может быть нужно и полезно. И я вижу Анны Каренину мягкой, нежной и темпераментной, с подавленной сексуальностью, которая внезапно раскрылась.

К слову, я считаю, что Толстой-художник был намного сильнее, чем Толстой-философ. Он показывал лучше, чем рассказывал. Это и к Достоевскому относится.

Ну а после - мужчинам, наверное, это не понять.

Почему же, я понимаю.


Спасибо за дискуссию! Ненароком с Идиота перешли на Анну Каренину.

По-моему, естественно перешли. Получился разговор о сложной женской судьбе в 19 веке :) И в целом о психологии.