Больше рецензий

30 августа 2023 г. 13:50

523

4 Спойлер Мистическое переживание

В темные звездные ночи хочется перенестись куда-нибудь в другой мир, пережить мистический опыт или... прожить чей-то чужой сон.

Один равин, живший в Праге в хvi векe, слепил из глины истукана-голема, дабы тот стал его рабом и исполнял тяжелую работу и поручения. Чтобы оживить голема, равин вкладывал ему в рот записку с кабалическим заклинанием. Но однажды равин забыл вынуть записку, и голем, вопреки воли создателя, сам отправился на ночные улицы Праги. Натворил, видимо, много бед, раз легенды до сих пор ходят.

Может разочарую, но это не триллер, в романе, физическом воплощении Голема нет... Или есть? А что в романе вообще существует на самом деле? Если главный герой и голем являются лишь сновидением Незнакомца, взявшего по ошибке чужую шляпу...

А воплощением наяву здесь является очень реалистично написанная Прага - самый мистический город Европы. Как шикарно здесь передана её атмосфера! Я была в Праге в юном впечатлительном возрасте. Бродила по этим вымощенным узким улочкам, у староновой синагоги, где рядом находится еврейское кладбище, Карлов мост, Собор Святого Вита! Помню улицу золотых мастеров с маленьким цветными домиками. Не в конце ли ее располагался дом с башней, где держали узников?

На этих страницах, я снова, как наяву оказалась в любимом городе, да ещё и во времена газовых фонарей и экипажей, когда образованные и модные люди увлекались оккультизмом.

Чтобы хоть немного понять роман, нужно знать, что его автор отказался от карьеры преуспевающего банкира ради трансцендентальных знаний в области эзотерики, оккультизма и теософии. И в своих алхимических литературных пробах он занимается ничем иным, как сотворением совершенного человека. Видимо сам глиняный истукан Голем - здесь символ ещё только предчеловека, с потерянной памятью, без прошлого и будущего, над которым ещё нужно много работать. Точить камень? Главный герой - мастер по резке камня.

В конце романа, когда герой срывается на веревке вниз головой в горящем здании, читателю показан аркан "Повешенный" и алхимических ритуал сочетания камня и огня (брак мужского и женского начал) - что должно символизировать победу над земным дуализмом.

Человеку, никогда не держащего в руках карт Таро или учебников Папюса (Блаватской, Кроули,.. кто там ещё был в моде у нас?) сложно будет понять Майринка. Я конечно обесцениваю сейчас всех этих Папюсов, но Майринк со своей Прагой ещё в юные годы не давал мне спать спокойно. Перечитав в третий раз, и посмотрев со стороны на его алхимическую философию, стала понимать, причем тут голем, камень, пожар, тайная комната без выхода. Но масса загадок ещё осталась, где-то в сырых подземных ходах, в лавке еврея старьевщика, за столами газовых туманных трактиров. Встречусь с ними в следующий раз.


Источник