Больше рецензий

30 августа 2023 г. 07:19

303

2.5 Иногда искусство и правда требует жертв...

В данном случае его жертвами стали моё время и крайнее напряжение внимания поскольку книга огромная - увеличенного формата, а тема для меня совершенно неизведанная и, как оказалось, малоинтересная. Эта объёмная книга представляет собой сборник статей и иллюстраций к ним. Она делится на тематические разделы (правда, мне в связи с малой осведомлённостью в вопросах русского искусства Нового времени так и не удалось разобраться, что именно эти разделы объединяет), каждый из которых включает в себя подборку качественных, красочных репродукций, о которых и пойдёт речь в статьях. Статьи, естественно, написаны в академическом стиле, и это далеко не научно-популярный вариант изложения информации. Поэтому читать вдвойне тяжело.
Вообще же, конечно, общий замысел у разделов есть, они озаглавлены, просто статьи, включённые в них, настолько разнородные и трудные для восприятия, что целой картины как-то не складывается. Первый раздел посвящён непосредственно Императорской академии, в нём речь идёт о крупнейших экспозициях, освещённости деятельности Академии в современной ей литературе, различных технических трудностях, связанных с экспонированием предметов искусства. Для меня самой невыносимой стала статья о росписи Кронштадтского собора - такого скрупулёзного описания мельчайших деталей я давно уже не встречала. Кроме того, у меня возникло ощущение, что мой и без того слабый интерес к русской религиозной культуре окончательно угас.
Второй раздел повествует о художественном образовании в России того времени. Этот раздел оказался, наверное, наиболее для меня интересным, так как касался в том числе и философских вопросов в сфере культурологии. Речь шла, например, о полемике относительно смысла и назначения искусства. Некоторые же статьи были написаны очень в духе истории повседневности: из них можно было узнать о быте художников, о трудностях, с которыми обучающиеся сталкивались в Академии, о различных царящих в ней предрассудках - связанных, к примеру, с проблемой антисемитизма.
Третий раздел касался деятелей искусства Нового времени, местами бывало неплохо, но здесь всё зависело от изложения автора статьи, поскольку почти никого из упомянутых деятелей я не знала и, соответственно, не имела по отношению к ним какого-либо предварительного интереса. А вот приложение включало в себя совершенно произвольные статьи, ни одна из которых не оказалась для меня познавательной.
Этот сборник, разумеется, будет интересен в первую очередь специалистам-культурологам, чьим профилем является русское искусство (любого периода), либо тем, кто настолько увлечён культурологией в целом, что готов изучать даже самые малейшие, совершенно технические детали. Себя я ни к тем, ни к другим не отношу, поэтому мне было чрезвычайно сложно продираться сквозь эту книгу - хотя и невозможно не отметить труд, с которым, очевидно, писались эти статьи и оформлялся сборник - ведь оформлен он действительно очень качественно. Увы, русское искусство для меня пока что абсолютно не близкая тема.