Больше рецензий

goramyshz

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 августа 2023 г. 06:14

709

5 О тщетности бесчестных комбинаций

Я вот такой ущербный человек, что не читал Ильфа и Петрова. Но зато я много раз смотрел все три наших прекрасных фильма про великого комбинатора. Именно поэтому, когда нам с племянницей захотелось почитать авантюрную комедию, и я предложил именно "12 стульев", с первых же строк передо мной возникли образы из фильмов, помесь Миронова и Гомиашвили. Я заметил, что мироновский Бендер был одет не так, как хотелось авторам книги. У них Бендер в зеленом костюме, а Миронов, извините, в черно-белом полосатом. Хоть это и неважно, но именно в полосатом костюме он и представляется прежде всего. На лицо удачно дополненный образ персонажа кинематографистами)
Я с удивлением узнал, что кроме канонического состава глав, есть ещё и различные полные версии, выражаясь киношный языком, режиссёрские) Авторы, цензоры, а также знаменитый брат одного из них, наверняка с привлечением большой компании друзей, не менее знаменитых, не одну и не две главы выпилили, дабы избежать опасности надоесть читателю. Надоели бы или нет это еще вопрос, но специально дочитывать гуляющие в интернете эти обрезки не хочу. Бендер, на мой взгляд, уступает другим литературным комбинаторам по реалистичности. Например Мига и Жулио из "Незнайки на Луне" провернули повторенные неоднократно в реальной жизни мошеннические комбинации. Мне кажется, это от того, что перед Ильфом и Петровым стояла несколько иная задача, показать мошенников-неудачников на фоне смешного лузерского общества. Причём речь идёт не о большом срезе советского общества, а о вырезке его антисоветской части. Насколько нелепо выглядит эта возня со стульями, настолько же в среде нелепых НЭПовских средах это какое-то время имеет успех. Кроме того, высмеивается манерность, особенно когда ею заменено в поведении всё что имеет какую-то мысль, жажда наживы, когда даже поп, представитель, кстати небольшой части общества, пытающейся способствовать развалу советского государства, встаёт на один уровень с мошенниками открытыми, тут в период развала Союза пришлось убедиться в том, что оказывается в отношении многих тогдашних попов всё верным оказалось, появилась возможность, активно поспособствовали. Ну и, конечно, нелепость общественных организаций тоже высмеивается, когда, от шахматного клуба до подпольной компашки монархистов, всем достаточно только показать любого чудика и он легко уже авторитет в их компании, хоть и знает он в их деле чуть больше чем ничего, но грамотно выкинутые понты решают всё.
А возня со стульями это наглядный пример мелочности стремлений многих неблагонадёжных граждан. Также нагляден и конец этой истории. Все комбинаторы, рано или поздно, заканчивают плохо. Это потом Остапа оживили для "Золотого телёнка", уж больно понравился он читателям.