Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

11 августа 2023 г. 08:42

558

4.5

Ей требовалось безопасное место, и для этого годился даже Айдлуайлд с его хулиганками и привидениями.

Про многие романы говорят, что от них "не оторваться", но настоящим page-turner'ом в смысле напряженной увлекательности для меня становятся единицы.
"Сломанные девочки" как раз из таких.
Разворачивающаяся одновременно в двух временных плоскостях история описывает действительно захватывающие события, в которых находится место и классическим готическим мотивам, и современному психологическому триллеру, и далеко идущим сравнениям положения женщин тогда и сейчас, и даже намеку на сверхъестественное, реализованному, правда, несколько ярче, чем мне бы хотелось в такого рода книге.

Айдлуайлд-холл в Вермонте 1950 года - это место, куда под соусом обучения в интернате прячут смущающих общество девочек-подростков: разного рода бунтарок, незаконнорожденных, горьких сирот и прочих носительниц ментальных травм, само присутствие которых в женщине из добропорядочной семьи способно бросить тень на остальных её благонравных членов.
В школе, полной сломанных девочек, и без того тоскливо и неспокойно, а тут еще ходят тревожные слухи о местном привидении - то ли убитой, то ли самоубившейся Мэри Хэнд, хронику появления призрака которой местные ученицы тайком ведут на страницах потрепанных учебников, не меняющихся десятилетиями.
Кейти, Роберта, Соня и Сисси, четверо соседок по комнате, объединяются благодаря собственным тайным страхам, и зародившаяся дружба будет крепнуть, пока одна из них таинственным образом не исчезнет.

Айдлуайлд-холл в Вермонте 2014 года - это заброшенный пустырь с несколькими обветшавшими строениями, давно уже никому не нужными.
А еще место, где 20 лет назад нашли тело задушенной сестры Фионы.
И хотя убийца давно пойман и отбывает пожизненный срок в тюрьме, работающая журналистом женщина никак не может избавиться от подозрения, что в этом деле что-то не так. Когда Фиона обнаруживает, что анонимный меценат планирует восстановить Айдлуайлд-холл, она решает написать об этом статью. Но тут в колодце находят труп девочки, и история прошлого начинает переплетаться и резонировать с настоящим гораздо больше, чем казалось раньше.

Пожалуй, я бы поставила книге высший балл, если бы не уже упомянутая выше примесь сверхъестественного.
Большую часть книги всех этих призраков в мрачных черных платьях и прочее вполне можно было считать характерным для готики отражением женских переживаний, однако ближе к финалу автор такую возможность у читателей отняла.

спойлер
Сверхъестественное здесь действительно есть - и отчасти разочаровывает вмешательством в и без того невнятное противостояние с соучастником гибели сестры Фионы. Для романа, явно поставившего себе целью проиллюстрировать самость женщины, вмешательство в дело Бога из машины привидения и последующее чудесное спасение силами влюбленного мужчины в качестве кульминационного момента кажутся не слишком удовлетворительными. В отличие от разочаровавшего некоторых финала с втянутыми в дело нацистами - хотя, возможно, я крайне вовремя прошла подготовку просмотром сериала "Охотники" и последующим чтением в Интернете историй об эмигрировавших в США последователях Третьего рейха, так что подобный внезапный разворот не вызвал у меня особого неприятия.
свернуть

В остальном книга прекрасна.
Флешбэки, чередование голосов девочек в прошлом, бремя общей и частной предыстории, мрачная энергетика и удачный поиск лучшего будущего за пределами Айдлуайлда - всё это интригует и отлично удерживает внимание на протяжении всего чтения.
Эскапизм? Да.
Но еще и размышление о противостоянии несправедливой системе взглядов, а также о всякого рода травмах и их последствиях, злоупотреблении властью и проблемах восприятия одной половины общества другой.

Все они прошли через многое и не сломались, не умерли...
Вместе они смогут что-то сделать. Смогут выжить.

Приятного вам шелеста страниц!