Больше рецензий

Bad_Wolf

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 апреля 2014 г. 21:45

155

3

‘This isn’t like any fairy tale I’ve ever read,’ Reena whispered.
‘Not unless Stephen King wrote it,’ he replied.

Jana Oliver, "Briar Rose"


Брайр везёт, как висельнику: в детстве она чуть не утонула, так что теперь родители глаз с неё не спускают и настолько зациклены на защите любимого ребёнка, что даже экзамен на права сдать не разрешают. Живёт она в маленьком городке под названием Безмятежность, где все друг друга знают, а слухи распространяются со скоростью лесного пожара. Единственная более-менее интересная деталь в жизни Брайр наводит на мысль о небезызвестной шекспировской трагедии: девушке запрещено общаться и даже близко подходить к Джошуа Квинну, потому что семья Квиннов и семья Роуз друг друга не переносят. Такая вот непримечательная жизнь Брайр заканчивается в тот момент, когда девушка, так любящая сказки во всех проявлениях - и Дисней, и братьев Гримм, узнаёт, что в тот момент, когда ей исполнится 16 лет, на неё падёт проклятье, и она умрёт. Причём сей примечательный факт ей сообщают буквально минут за сорок до наступления полуночи, так что Брайр остаётся только попрощаться со всеми, лечь в кровать и ждать часа "Х". Правда, местной колдунье удаётся немного обмануть проклятье, и теперь заснувшей героине придётся бороться с собственными ночными кошмарами и порождениями фантазии, чтобы проснуться и вернуться в реальный мир.

Я вообще-то люблю вывернутые наизнанку сказки и пересматривать "Десятое королевство", "Tin Man" и "Alice" (2009 года выпуска) могу много-много раз, но "Briar Rose" откровенно разочаровывает. В противовес волшебному ужастику сонного мира с его живым металлом, спящей красавицей в замке, тираншей-регентом и монстрами, ночью наводняющими улочки городка, куда проклятьем занесло Брайр, мы имеем невнятных героев, к которым совершенно не получается испытывать какие-либо чувства, и события, развивающиеся столь стремительно, что реагировать на них, кажется, и не нужно. У Яны Оливер всё как-то слишком просто: тут понравилось, тут влюбился, тут растерзали кого-то, тут ещё какая-нибудь фигня произошла - ну, ладно, произошла и произошла. Такие мелькающие картинки, хоть и складывающиеся в одну историю, но не вызывающие реакции.

Поведение героев меня вообще убивает. Мама сообщает дочери, что та через 40 минут умрёт, и что делает девочка? Правильно, переодевается в любимую ночнушку и ложиться ждать полуночи. А, обнимает всех на прощание, извините. И укладывается на постель, позволяя расставить вокруг себя свечи. Мальчик, попадая в какое-то незнакомое чёрт-знает-где, первым делом радостно оскорбляет всех, кто находится в радиусе слышимости. У американцев что, напрочь атрофировалось чувство самосохранения? Рурик ни с того, ни с сего решает поверить фантастической истории Брайр, что она пришла из другого мира; Брайр (тоже напрочь лишённая чувства самосохранения) с каких-то ясных печенек просто верит всему, что говорит Рурик, и следует его советам. И таких примеров тут множество.

А когда ты думаешь, что всё уже закончилось, тебе радостно напоминают, что эй, ты что, тут же ещё осталась загогулина сюжета! Ты страдальчески закатываешь глаза, но стоически дочитываешь никому не нужный и непонятно зачем (разве что автору поставили условие "столько-то страниц, и ни одной меньше!") врезанный кусок, переворачиваешь последнюю страницу и тяжело вздыхаешь. Потому что скучно. Потому что не оправдало надежд.

И ведь задумка же была интересная, но исполнение настолько топорное, что плакать хочется от обиды. Эх, что-то мне Яна Оливер за пределами цикла The Demon Trappers не нравится от слова "совсем". Три звёздочки за идею кошмарного мирка, и на этом, кажется, мы с автором отныне пересекаться перестанем.