Больше рецензий

23 июля 2023 г. 16:31

135

3.5 И вот почему историческая наука полезна

О цикле про Бенедикта я слышала неоднократно много лет как, и почти всегда - очень хорошие отзывы, но всё что-то не складывалось.
И вот мы здесь, что говорится.

Жанрово "Военный талант" внезапно оказался детективной фантастикой, в которой основное время повествования уделено препарированию тайн прошлого, а не всяческому космосу с перелётами и недружественными инопланетянами. Причём в определённом смысле классического детектива в романе заметно больше фантастики: да, антураж будущего присутствует, но действие развивается вокруг поисков правды, которая не хочет быть найденной.

Сюжет стартует с очень такой знакомой фабулы, где главному герою, торговцу антиквариатом, археологу-любителю и просто в целом приятному человеку достаётся дом и незаконченное дело от умершего дядюшки. (Тут, кстати, название и обложки старых изданий сыграли со мной смешную шуточку: я с первой главы очень озадачилась тем, что главный герой - не военный, потому что это казалось самоочевидным. Но Алекс - гражданский, да ещё и довольно академического направления специалиста по древностям, талант же - это вообще про человека, давно умершего.) Дядюшка тоже был археологом, и последние годы работал над чем-то очень странным, загадочным и, возможно, готовым перевернуть все человеческие представления о событиях двухсотлетней давности, когда люди воевали с другой разумной расой.
Казалось бы, ну что там такого, всё быльём поросло, но нет. Чем дальше Алекс щупает оставшиеся от дядюшки источники, тем больше сомнений у него вызывает безобидность этой работы. То дом взломают и украдут всю собранную информацию, то в официальных архивах всё засекречено. Однако Алекс не отступает и с трудом и подкупом заинтересованных лиц продолжает собирать мозаику, узнавая, куда дядюшка летел, когда исчез, с какими целями и что там хотел найти.

Основных линий две, хотя в какой-то момент они сильно смешиваются: настоящее, где Алекс листает стихи и ищет в них подсказки, и прошлое, о котором эти стихи были написаны. Именно с этой веткой прошлого связаны философские идеи, которые Макдевит всячески раскладывает перед читателем - об истоках войны, о том, почему она начинается и почему заканчивается, о различиях совершенно чуждых культур и политических манёврах, которые, хоть и могут в целом повлиять на социум положительно, всё равно будут требовать жертв. В обёртке исторической хроники тут немало размышлений о том, как прошлое определяет настоящее и что последствия некоторых решений могут очень долго отзываться в будущем, хотя люди, принявшие их, умерли давным-давно.

Первые две трети книга кажется очень, просто чудовищно неторопливой. Несмотря на то, что сюжет вроде бы и развивается, всё время есть чувство, что ничего толком не происходит: Алекс задумчиво бродит по локациям, предаётся размышлениям, беседам и изучению исторических хроник или симуляций. Периодически кто-нибудь пытается сделать ему плохо, чтобы вынудить начинающего детектива отказаться от расследования, потому что не надо лезть, куда не просят, но Алексу каждый раз удаётся уцелеть и даже не сильно пострадать, по крайней мере, физически.
И только ближе к финалу действие наконец ускоряется, события резво мчатся вперёд, и чувствуется некоторый флёр космооперы: непонятные планеты, агрессивная фауна, опасность на орбите, загадочные технологии и всё в таком виде.

Все основные линии, затронутые в сюжете, кажутся к концу завершёнными: и разгадка того, что на самом деле произошло двести лет назад, есть, и что дядя почти уже нашёл, тоже есть. Хотя, конечно, хотелось бы чуть больше узнать про то, куда по итогу повернут отношения между двумя расами и изменятся ли вообще.

В книге лично мне очень понравился лор. Вселенная, хоть и показана достаточно небольшими кусками - тут звёздная система, тут новые двигатели, тут Земля и её политический вес, - кажется живой и проработанной, у меня по ходу чтения не возникало многострадальных вопросов в стиле "а это ещё почему". Прошло примерно 10к лет от эпохи "старой Земли", человечество давно вышло в космос, освоило множество звёздных систем, напридумывало технологий и механизмов, чтобы перемещаться быстрее скорости света и жить в удобстве, есть скромные и, вероятно, псевдоразумные искусственные помощники, живущие в сетях, Конфедерация более-менее держится на бюрократии и инерции. Конфликт с ашиурами оставил глубокую рану на обеих культурах, но вроде бы пережит, хотя к финалу выясняется, что всё-таки не до конца.

Текст мне не особенно чем-то запомнился, но читала в переводе, может, в оригинале воспринимается по-другому. Повествование показалось обычным, каких-то ярких описаний или берущих за душу диалогов не припомню, но и ничего не раздражало. Персонажи не особенно яркие, некоторые вообще явно введены как функции, в духе "показались, выразили Алексу негодование и исчезли", но для меня это скорее преимущество. Хотя момент с девицей, которая где-то там в середине утонула, вызывает какие-то смутные вопросы, вот ей как будто не хватило выделенного времени, потому что если её мотивацию агрессивного неприятия Алекса я ещё могу понять, то с чего она потом резко передумала - то ли я невнимательно смотрела, то ли правда не объясняется.
Ну да ладно, функцию она свою выполнила, и нормально.

Не могу сказать, что "Военный талант" произвёл на меня прямо невероятное впечатление, но это определённо хороший, приятный роман, с которым действительно стоило наконец познакомиться. Определённо, стоит уложить в будущие планы почитать и другие части цикла, у этой вселенной, как мне кажется, огромный потенциал, потому что она масштабна, но, в отличие от, например, Уоттсовских представлений о мрачном космическом будущем, кажется чуть более дружелюбной к разумным видам.