Больше рецензий

22 июля 2023 г. 19:03

170

4 Все мы похожи на иллюзионистов, не имеющих понятия, чем закончится иллюзия

Абсолютно, безапелляционно, до последней точки безумный текст. Как будто Тинто Брасс взял Тору, позвал Стивена Кинга, Франца Кафку и Данте с его девятью кругами Ада попить вместе чаю, и во время приступа психопатии мастера решили что-нибудь создать; так родилось «Свидетельство».

Незатейливый поначалу сюжет открывается приездом литератора в некий «уездный город», где тот надеется заняться, наконец, своим будущим шедевром. В скором времени герой выясняет, что все жители города обладают «чудесной» способностью: они в мгновение ока забывают плохое, гнетущее или досаждающее их умам и сердцам. Тяжелым переживанием для хрупких душ оказывается буквально ВСЁ - от алфавита до сохранения человеческого облика и мало-мальской морали. Наш герой успеет побыть Моисеем и Савонаролой за пару часов чтения. Концентрация же оргий на страницу текста может составить серьезную конкуренцию «Декамерону», но вы просто не представляете, насколько абсурдно и талантливо они описаны.

К слову об абсурде, Видгоп умеет доводить любую ситуацию и любого персонажа до апогея мерзости, комичности или безумия, а чаще - всего вышеперечисленного сразу. Если мы ощущаем, как по ходу чтения буквально «едет крыша» - поздравляю, перед нами отличный модерн.

Падающие дождем на окаянный город птицы, поглощающие людей заросли, землетрясения вследствие сотрясающих дома прелюбодеяний, шестнадцать близнецов-косильщиков, раз в месяц приносящих местных дев в жертву, художник, нарисовавший комнату, но забывший нарисовать себя, господин, возомнивший себя маленькой мышью…И это я еще не озвучила ни одного спойлера! Содом и Гоморра уничтожаются и Богом, и жителями, но воссоздаются последними снова и снова. И каждый раз - распластавшись на новом, более страшном, кругу Ада. Почему? Думаю, потому, что, обладая способностью терять память по нашей собственной прихоти, мы не в силах вынести уроки из свершенных ошибок и произошедших трагедий и, как следствие, не способны создать что-либо, качественно лучше исходного.

Между слоями сюжета спрятана самая вкусная начинка - множество библейских отсылок и ваш подлинный страх. Вообще мне кажется, что вызвать ужас при помощи слова - задача крайне сложная, подвластна она далеко не каждому писателю. Видгоп справляется виртуозно.

Мой вывод: это текст настолько же раскрашивает реальность сумасшествием, насколько обнажает ее суть. Мне кажется, что произведение особенно понравится тем, кто любит, например, Бориса Виана (я вот фанат), Милорада Павича или Говарда Лавкрафта.

В целом, все мы похожи на иллюзионистов, не имеющих понятия, чем закончится иллюзия, так почему бы не прочесть «Свидетельство» одной из них?

Лично я считаю, что роман читать стоит. Хотя бы для того, чтобы не потерять память.

Источник