Больше рецензий

30 марта 2014 г. 16:13

882

4.5

«Зло на то и зло, чтобы портить всем жизнь, и прежде всего тому, кто его делает».
Жан-Поль Сартр

Вероятно, существует в библейской истории Каина и Авеля нечто таинственное, ускользающее от исчерпывающего толкования и не имеющее окончательного объяснения, что и заставляет художников и писателей снова и снова обращаться к древней притче. Кто такой Каин – первый в истории человечества убийца или романтический герой-богоборец, «воплощение всевластия человеческого духа»?

Небольшая и в некотором смысле сжатая повесть Унамуно (автор намеренно опускает или не договаривает некоторые моменты из истории героев, оставляя читателю простор для размышления и самостоятельных выводов) о современных Авеле Санчесе и Хоакине Монегро в то же время синтезирует важнейшие «вечные» темы философии и творчества испанского мыслителя: предопределённость судьбы, раздвоенность сознания и внутренняя бездна в человеке, трагедия одиночества и страх смерти.

В плане повествования это традиционный, на первый взгляд, рассказ от лица всезнающего автора, но с некоторыми особенностями: если повествователь и говорит вместо персонажей, следит за их переживаниями, описывает мысли и чувства, то он никогда не вторгается в действие (кстати, рассказчик на протяжении всей повести так и остаётся неназванным, возможно, это душеприказчик Хоакина или издатель исповеди), не позволяет себе быть судьей или комментировать, давать оценку происходящему. Рассказчик словно подчиняется исканиям героев, в то время, как автор свободно «играет» с разными точками зрения, чередуя «объективный» рассказ с цитатами из исповеди Хоакина или монологами героев. Так перед читателями разворачивается драма страсти между светлым Авелем, тёмным Хоакином, прекрасной Еленой и символом вечной женственности Антонией.

Каин Унамуно находится в сложной ситуации самопознания – он понимает и однозначно интерпретирует существующую в нём ненависть к Авелю, пытается бороться с недостойным чувством, но вынужден постоянно биться «об удушающие стены собственной судьбы», недоумевая, почему Бог создал его таким плохим. Кто он: великий грешник или великий страдалец? Впрочем, в отличие от романтической традиции двойничества: братья и враги, светловолосый сын солнца и мрачный сын земли, дух и разум (или искусство и наука, неслучайно Авель в повести художник, а Хоакин – врач), - Унамуно рисует не «обычную» картину борьбы добра и зла, а обнаруживает единство противоположностей, взаимозависимость и неразрывную связь Авеля и Каина.

Поразительно, как в небольшом по объёму рассказе, используя минимум выразительных средств, Мигелю де Унамуно удалось изобразить невероятную по своей сложности и волнующей силе "архитектуру личности", показать печаль души человека, одиноко борющегося с самим собой и обречённого на вечное поражение. Однажды прочитанная эта повесть навсегда оставляет в сфере собственных эмоций читателя сочувствие к трагедии человека, с которым произошло нечто, чего он не ожидал и чему не смог противостоять.

Комментарии


Супер! Очень заинтересовало. Особенно, смогу ли найти, наконец, ответ на вопрос:

почему же Бог сздал (меня) такой плохой