Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

30 мая 2023 г. 18:58

208

4 Любовь всей жизни.

Помню свою старенькую бабушку, повторяющую, что все её подруги давно умерли. Последние годы она, как и героиня этой книги, жила воспоминаниями. У неё не было записной книжки, но были рядом мы, внуки, выслушивающие многократно повторяемые истории. Удивительные истории. Именно такие рассказывает в своём романе София Лундберг.
Настоящее и прошлое крепко переплелось в сюжете. Каждая глава начинается с сегодняшней Дорис (последняя - с Дженни): дом, общение в скайпе, социальные работники, больница.., чтобы продолжиться вычеркнутыми именами умер/умерла, оставшимися в воспоминаниях, письмах, фотографиях.
Есть в романе любовь всей жизни, имеется и посыл потомкам: "Живи. Наслаждайся. Радуйся". Чего же мне не хватило?
Судя по высокому рейтингу, я не сумела оценить эту книгу по достоинству. Мне она показалась слишком искусственной. На всём протяжении повествования так и не сумела поверить главной героине. Её страхи, трудности, переживания мне казались надуманными, пустыми. Они проходили через разум, совершенно не трогая сердца. Возможно, автор слишком молода, чтобы прочувствовать свою девяностошестилетнюю героиню, проникнуться её переживаниями. Постоянно вспоминалась книга Виктории Токаревой Ничем не интересуюсь, но все знаю , перекликающаяся с "Маленькой красной записной книжкой" темой старости, одиночества, воспоминаний о прошлом и людях. Каждому слову Виктории Токаревой я верила (даже если не соглашалась с её позицией), а всем словам Софии Лундберг поверить не смогла.
Ухудшало положение исполнение Марины Лисовец, чьё творчество я искренне люблю. Голос Марины - чистый, звонкий - никак не подходил на роль старушки Дорис. Исполнительница старалась - замедляла речь, понижала голос, но я чувствовала бьющую энергию и задор.
Плохо было и то, что героиня немного раздражала непонятными жалобами на трудную жизнь. Читая, как юная Дорис рассказывает Аллану о своём горе, я пыталась вычислить это "горе" - в чём оно заключалось? Трудная работа манекенщицы, излишнее внимание мужчин и женщин, множество поклонников или причина в том, что девушка живёт в Париже, вдалеке от дома? Но она могла бы возвратиться к матери и сестре. Наверное, обида.

Воспоминание о том, как она однажды отказалась от меня, вышвырнула во взрослый мир, о котором я ничего не знала, а сестре позволила остаться…

Если дома нечего есть, а сестра младше на семь лет, то разве необходимость отдать старшую дочь в услужение (где её будут кормить и одевать) можно считать предательством? Её жизнь сложилась куда лучше, чем у оставшихся без крова и средств к существованию матери и сестры.
Ещё один минус, о котором повторюсь, нестыковки в тексте. Небольшой фрагмент: после смерти матери к Дорис приезжает младшая сестра Агнес. Дорис начинает жаловаться, как им тесно в маленькой комнатушке, вдвоём на старой кровати: "Ржавые пружины и кривой железный каркас покачивались даже от самых незначительных движений. Иногда я действительно беспокоилась, что все может рухнуть". А через несколько абзацев (после письма и приглашения Аллана), Дорис продаёт "большую часть своей одежды, шляпы и туфли, а ещё мебель и картины". И где правда?
Конечно, не всё так плохо в этом романе (о чём говорит оценка), есть искренние куски жизни. Чаще это сцены, связанные с Дженни, чувствуется, что они автору ближе, роднее, понятнее.

Книга прослушана в игре Собери их всех!, группах Зарубежная современная литература и Мир аудиокниг.