Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 мая 2023 г. 00:34

479

2

Я совершенно не помню как эта книга оказалась у меня в вишлисте, а потом в више для Килвиша. Представить могу, но прям горячки по поводу книги или особого желания не помню. Скорее всего когда-то давным-давно меня привлекла аннотация. Затем посмотрела, что написана книга одним из Больших Имен научной фантастики, и решила, что обязательно надо ознакомиться. Добавила в виш, и благополучно забыла. Пока однажды Killwish не подсветил эту рандомную книгу и она не стала частью моего книжного плана…

У меня оставалось только две книги до конца этой части KW: Мертвые Души и Убик. Поскольку последние дни были проблемы с фокусом, решила начать с Убика, потому что знаю, что Гоголь пишет хорошо, но у него “тяжелый” стиль. Научная фантастика + американский писатель звучало как нечто, скорее всего, попроще. Я жутко ошибалась.

Эта книга мучила меня. Только последние 3-4 главы, где раскрывается вся история, динамика и последние вопросы по worldbuilding’у стали реально интересными. До этого я гадала, ставить ли ей 1 звездочку или 2. Даже пришлось перейти с английского на русский перевод (сработало, стало чуть-чуть сноснее), чтобы как-то уменьшить страдания. По сути, думала, что начну рецензию с разноса. Но решила начать с главного вопроса: если большую часть книги оценка была 1-2, а еще были мучения со скукой и стилем, то почему тогда БЕЗ оценки?



***

Почему решила воздержаться от оценки?
1. Книга могла бы быть полезной / интересной, но в очень определенных условиях.
Мне было неимоверно скучно ее читать. Мир еще более менее казался интересным со всеми телепатами-антителепатами, precogs - anti-precogs (типа ясновидящих или что-то такое), с концепцией полужизни и креокамер, а так же прям очень и очень late capitalism, вплоть до того, что надо платить своему холодильнику, чтобы он открылся. Однако все то, что выходило за грань мира - дикий и скучный ужас. По стилю непонятно, то ли наброски сценария, то ли страдания вечного недотраха / мечты о великом будущем. Диалоги ни о чем. Персонажи ни о чем. Сюжет движется быстро, но предсказуемость тоже есть. Более того, тебе совершенно паралельно, что там будет и с кем. Читать эту бурду невозможно.

НО! Я поняла, что книга могла бы стать намного лучше, если бы читала ее в контексте университетского курса по истории научной фантастики. Потому что то, о чем он писал - инновационно для того времени, но мой контекст - совершенно другой. Я вспоминала современных писателей или тех же Стругацких, и Филип Дик был в абсолютном проигрыше. Однако, если бы было определенное задание как читать, на что обращать внимание, какая будет домашка (и это была бы доп мотивацией), а еще бы это произведение и этого автора поместили бы в контекст его времени и его мира - то, да, было бы намного интереснее.

2. Последние главы показали огромный потенциал мироустройства и динамики.
Особенно для адаптации. По сути, книга показалась очень сухой и недоделанной. Но там не только очень много идей о том, как играться с миром, чтобы создать отличный сериал, так есть еще и много простора для фантазии “докторства” и адаптации для разговора на сегодняшние актуальные темы. Но это не совсем заслуга книги… Там есть только зачатки чего-то хорошего, но никак не это само хорошее. И чтобы получилось что-то сносное, эти зачатки пришлось бы растить и развивать.
Но они есть - и это огромный плюс к книге.



***

Что бесило?
1. Стиль и персонажи.
Даже не хочу писать. Бесячее и скучное. Фемме фаталь Пам или Пат (имя уже выветрелось, несмотря на то, что один из интересных персонажей). Чудик-юдик Джо (или Джим?). Супер босс хрен-его-знает-как-зовут, который почему-то консультируется со своей мертвой женой, как же ему с компанией работать. Ему - 80, ей - 20. Красотища, не правда ли? И как в 20 лет она могла додуматься / доработаться до чего-то гениального? Нет, я не кидаю камни в огород 20-летних, но вся эта динамика и инноваций, и самого продукта/компании, - вообще настолько непонятна… А еще Джори, Жорик по-нашему, который окажется не таким уж простым 15-летним пацаном (хотя, признаюсь, - этот сюжетный ход мне понравился). Вообщем я перечисляю персонажей, потому что все именно так и было. Не было повествования, не было какого-то темпа, а просто все навалено. Навалены концепции, навалены люди, навален и перевален диалог, а потом БАМ, биг бабах и все плохо, и хрен пойми куда попали.
Вот честно, лучше бы “Ладью” перечитывала или новую книгу из серии. Такие мысли у меня были.

2. Сексизм.
Вот это прям бросалось в глаза. Женщина - лучший друг человека, поэтому будем комментировать кто fuckable и насколько хочется/не хочется. Женщины характеризируется либо через сексуализированное описание и что с ними хочется сделать, либо по их внешним признакам (в том числе как “жирная”). Разумеется, чтобы получить работу, надо переспать. Ну и прочее мракобесие. Я не хочу возвращаться к книге и своим заметкам, но именно благодаря этой книге поняла, откуда пошла такая огромная волна о том, что сай-фай не для женщин, и почему Маргарет Этвуд оказалась такой революционной писательницей, особенно когда пришла в эту нишу, и о чем вообще был сыр-бор. Это как в комиксах - истории, персонажи могут быть прописаны, но везде огроменные сиськи, как-будто бы кроме арбузов больше ничего нет. Так вот, здесь вообще ничего не прописано и есть только огромные сиськи, ну или она жирнуха - зачем обращать внимание.

3. Слишком много всего, но в итоге ничего.
Особенно больших слов. Но даже “формой” это назвать нельзя. Просто хаос ни о чем. Разумеется, внутри этой оболочки вообще ничего. Единственное, что спасало - диагональное чтение, маленький размер, и совет мужа воспринимать это как Б-сортный боевик.

4. Настроение одно - дико скучно.
Не думаю, что стоит углубляться. Это - самое лучшее описание книги.



***

Вердикт:лучше пропустить. Читается слишком тяжело, в душе / уме ничего не остается. Для истории литературы / филологов / сценаристов в поиске идей еще может предоставлять какой-то интерес, но для личного чтения лучше пропустить.


Книги, которые очень хотелось прочитать взамен этой (да, да, фантазировала)
- трилогия “Ладья”
- вернуться в мир “Орикс и Коростель”
- Нил Шустерман “Разобранные” (ну или начать “Жнеца”)
- познакомиться с “Дающим”

…но время потратила на это.

----
Killwish 6/7

Собери их всех, Уютная кофейня