Больше рецензий

Martis

Эксперт

по оранжевым книгам и саморазрушению

24 апреля 2023 г. 15:30

288

3 Что будет, если поженить человека и искусственный интеллект?

Здесь ломались — а изредка и строились наново — жизни, рушились — либо переиначивались самым ирреальным, неожиданным образом — карьеры. Потому что деловой специализацией «Слитскана» было ритуальное кровопускание, и кровь, хлеставшая на экраны в его телепрограммах, была драгоценнейшего, сакрального свойства: кровь знаменитостей

Один из участников популярной среди молодёжи музыкальной группы «Ло/Рез» собрался жениться на певице, которой не существует. Рэй Тоэй – лишь пакет данных, набор информации, визуальный образ, но Реза это не останавливает.
Менеджмент группы в лице японского студента и сурового громилы нанимают Лейни – системного аналитика, который должен выяснить, что это за виртуальная женщина и откуда она взялась.
В то же время в Токио вылетает Кья – несовершеннолетняя фанатка «Ло/Рез» – чтобы подтвердить или опровергнуть слухи о будущей свадьбе поп-звезды на искусственном интеллекте. Но уже в аэропорту Кья попадает под крыло контрабандистов и в её сумке оказывается вещица, за которой охотится русская мафия.

«Идору» – вторая часть «Трилогии моста» Гибсона, и с первой книгой связана лишь косвенно. Действие тут происходит в дождливом Токио, а не в солнечной Калифорнии, а герои из «Виртуального света» появятся лишь на паре страниц и не будут никак влиять на сюжет.

– Бесподобно, – сказал Рез; он вышел из "Западного мира", отряхивая темный пиджак от чего-то белого. – Настоящая, телесная жизнь. Мы столько сидим в виртуале, что начинаем ее потихоньку забывать

Да и зачем нам старые персонажи, когда новые – точные их копии. Лейни – неудачник, который превысил служебные полномочия, спасая девушку от самоубийства. Из компании его выгнали, едва не заведя уголовное дело. Но теперь ему выпал шанс проявить себя, работая на менеджмент популярного певца. Ровно то же самое происходило и с Райделом – тёмная история, скандал, внимание СМИ, увольнение, пьянство, новая работа.

Кья – полный прототип Шеветты. Если Шеветта украла очки с важной информацией, из-за чего за ней начала охотиться мафия и головорезы, то у Кья нужный бандитам предмет оказался случайно. И за ней тоже гоняются, чтобы убить и отнять драгоценную вещицу.

А то, что Гибсон чуть ли не в каждую свою книгу впихивает наводящую на героев ужас русскую мафию, я уже даже комментировать не хочу.

Второстепенных же персонажей я не запомнил совсем. Разве что из серой массы выделялся Блэкуэлл – безухий громила с доброй душой.

Вместо моста из «Виртуального света» на котором жили люди, в «Идору» – «Застенный город», списанный с реального китайского Коулуна. Неконтролируемая преступность, чёрные сделки, перенаселение – всё это лишь малая составляющая того, что происходило за его стенами. Там творился настоящий Ад, и Коулун мог бы стать отличной киберпанковской локацией, но и тут Гибсон не дожал, лишь в общих чертах описав «Застенный город» и не передав той жуткой атмосферы.

Разбитая мечта – такой же мусор, как и все прочие битые, ломаные вещи

Основная проблема книг Гибсона – вода. Сюжет «Идору» можно уместить в двести страниц, сохранив и атмосферу и динамичность. Вместо этого Гибсон в подробностях описывает, что нарисовано на куртке человека, стоящего в очереди перед главными героями, создаёт множество ответвлений от основного сюжета, рассказывает про вещи, никак не влияющие на историю.

В рецензии на первую часть я говорил, что «мы тут за тем, чтобы наблюдать за миром и его обитателями, а не гнаться за сюжетом», но это работало бы в случае с одной книгой, но никак не с трилогией. Читатель просто устаёт от бесконечных описаний быта персонажей (тем более, когда одни персонажи копируют других), и уже не следит ни за кибер-новшествами, ни за атмосферой причудливых городов.

Как такового киберпанка в романе тоже мало. Гибсон опередил время и описал то, чем сейчас уже никого не удивить. Переносные компьютеры, виртуальная реальность, анонимы в сети, прячущиеся под масками выдуманных людей, и несуществующие поп-звёзды – всё это уже обыденно в век, когда нейросети стали популярны, а искусственный интеллект может за минуты написать песню.

То, что произойдет потом, вырастает из того, что происходит сейчас...

«Идору» мне понравилась меньше, чем первая часть. Она скучная, пресная, переполненная ненужными событиями и картонными персонажами. В книге есть хорошие идеи и динамичные сцены, выглядящие как яркие пятна на сером полотне, но стоит ли ради них пробираться через тонны текста – большой вопрос.

Если вы готовы окунуться в этот причудливый мир и неспеша смаковать атмосферу и наблюдать за каждым, даже незначительным, шагом героев, то вам «Идору» понравится. Но роман явно не предназначен для первого знакомства с Гибсоном.

Как сказала однажды Кэти, люди богатые и знаменитые редко бывают таковыми по чистой случайности. Можно по случайности стать богатым или знаменитым, но чтобы и то и другое сразу — это уж слишком

картинка Martis