Больше рецензий

10 апреля 2023 г. 11:35

467

3.5 Кролики - это не только ценный мех

Я искренне надеюсь, что это просто автор решил отдохнуть, а не первый признак того, что Джаспер Ффорде "уже не торт". Книга представляет собой довольно лобовую и примитивную метафору расизма и ксенофобии - раньше у валлийского писателя получалось как-то тоньше и не так дидактично. Нет того полета фантазии, что всегда отличал его книги, да фантдопущение в виде человекоподобных кроликов очень уж кринжовое  - как будто это какая-то стыдливая новеллизация порнофурри.

Герой книги настолько откровенный терпила и кулёк, что сопереживать и сочувствовать ему ну никак не получается - если я захочу узнать о пассивных конформистах, жующих сопли, достаточно просто  оглянуться вокруг. Стремясь уйти подальше от образа железной Четверг, Ффорде откровенно перегнул палку: герой настолько тупой, что даже когда другие персонажи все ему разжевывают, он все равно не в состоянии понять, что происходит.

Автор даже не пытается скрывать влияние идей BLM: герою многократно и без экивоков говорят, что белым англичанам (а герои книги по дефолту белые) надо только признать свои грехи, каяться и помогать кроликам, какую бы херню они не творили. При этом заметно, что антирасистский посыл книги не всегда работает - все-таки это не две разные расы, где за цветом кожи и разрезом глаз все те же люди, а два разных вида животных. В результате, каждый раз, когда автор рассказывает об угрозе того, что кролики могут быстро размножиться, стать большинством и принять какой-нибудь закон вроде запрета животноводства, Ффорде понимает, что для части читателей эта угроза будет вполне убедительной и ему приходится всячески дезавуировать - писать, что это теория заговора, что ее придумали ксенофобы, что никаких доказательств нет  - и делает он это не очень успешно.

И когда кролики обвиняют (несколько раз в течение романа) людей в экологическом авантюризме и невнимании к природе, ты думаешь - да чья бы корова мычала, австралийские эндемики могли бы многое порассказать, да вот беда, они не очеловечились. Постоянные моралите в исполнении кроликов и героя раздражают своей сентенциозностью - ну неужели автор считает читателей настолько тупыми, что им нужно все разжевывать до уровня проповеди?

Вся книга представляет собой лайтовый вариант того, что обычно Ффорде пишет: меньше персонажей, сюжет развивается гораздо быстрее, побочных квестов и историй почти нет, общая плотность событий и юмора гораздо ниже, чем обычно, да и концовка вышла на удивление слабой: автор завертел конфликт, но не сумел его решить и свел все к нелогичному и неубедительному богу-из-машины.

Это не значит, что книга так уж плоха - написано хорошо, временами смешно, под конец даже интерес просыпается - но для Ффорде это большой шаг назад. Я бы сказал, что она как раз из тех книг, где весь пар ушел в свисток.