Больше рецензий

26 марта 2023 г. 16:42

584

5

Прочитала книгу почти взахлёб за пару дней. Написана относительно простым языком, но если вы ранее не сталкивались с психологическими книгами или не работали с психоаналитиком совсем, будет тяжеловато понять.

Советую читать тем, кто устал от человеческих игр, хочет осознать, кто управляет им: Взрослый, Ребёнок или Родитель и разгадать свой судьбоносный сценарий, если он вообще есть.

-

В большинстве своём все межличностные диалоги — это игры: манипуляции, провокации, соблазнения и так далее. Причём каждый человек подсознательно знает, какого результата хочет достичь от другого человека — испуга, внимания, гнева, действия, но события из детства нас научили: говорить прямо и откровенно нельзя, тогда как лучше всего схитрить? Играть.

Игрой называется повторяющийся комплекс скрытых транзакций с четко выраженным психологическим результатом. Поскольку скрытая транзакция означает, что инициатор ее делает вид, будто добивается одного, тогда как на самом деле ему нужно совсем другое, игры непременно связаны с надувательством.

В детстве мальчики дёргают девочек за косички, добиваясь внимания. Сказать прямо о том, что девочка нравится — ну, как-то не очень, пацаны не поймут. Затем мальчики и девочки взрослеют, но игры остаются теми же детскими. Только теперь это в виде шуток и подколов. А сказать прямо всё так же боязно. Кто-то в голове всё так же твердит, что пацаны не поймут, а вдруг откажет — жизнь закончится, а вдруг не откажет — ответственность брать надо. Лучше дальше буду подкалывать :)

Настоящие люди сами принимают решения, а искусственные ждут подарков судьбы.

Автор говорит: сценарный анализ отвечает на вопрос о судьбе человека, как бы намекая, что судьба его уже определена. Если такому аналитику поговорить с ребёнком 6-10 лет, он сможет определить, как сложится его жизнь и чем она закончится. Так как именно в этом возрасте ребёнок закрепляет родительские установки, которые влияют на сценарий.

И люди, не интересующиеся и не рефлексирующие над собственными мыслями и действиями, бессознательно проживают свой сценарий. Для них самостоятельность действий иллюзорна. А те, кто хоть немного задаётся вопросом, почему так, а не иначе, чувствуют внутренний бунт, идут в психоанализ менять свои установки.

"Расслабься! Если будешь все подачи делать с такой силой, вывернешь плечо!". Что Джек со временем и сделал.

Знакома вам фраза мамы "А я же говорила, что так будет"? Так вот автор рассуждает о том, что все фразы, которые нам говорят родители в детстве, становятся нашими установками и сценариями. В подсознании закрадывается мысль, что раз мама так сказала, то я буду вести себя так, чтобы так и произошло. Мы ведь хорошие дети, а мама всегда права.

Параллельно с чтением данной книги я читала  Вадим Зеланд - Трансерфинг реальности. Ступень I. Пространство вариантов  и мне казалось парадоксом то, что здесь считается, что судьба определена и от сценария никуда не деться, когда же Зеланд пишет о том, что вся жизнь — это выбор.

И, как оказалось, идеал сценарного анализа — это человеческая самостоятельность в выборе. Когда Взрослый сам решает, как поступать и что делать, основываясь на собственном опыте и беря на себя ответственность за выбор. Как обычно, идеал достичь сложно или практически невозможно, но к нему можно стремиться.