Больше рецензий

Nordlys

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 марта 2023 г. 14:06

699

5 Игра в бога, или Что-то пошло не так

Осторожно, спойлеры!
Скажу сразу, оценку поставила не только за книгу как таковую, но и с учетом того, кем и когда она была написана. А написала ее, как многим известно, Мери Шелли, юная супруга поэта Перси Биши Шелли, в начале XIX века.
Перед нами Виктор Франкенштейн, увлеченный естествоиспытатель. Увлеченный настолько, что решается осуществить немыслимое - создать жизнь из мертвой материи. Как именно он это делает - остается за рамками рассказа. Важно, что ему это удается. Но как только его необычный эксперимент увенчался успехом и в его лаборатории появился неизвестно на что способный великан, он не находит ничего лучше, как убежать. Да-да, это именно то, что нужно сделать, когда создал монстра и не хочешь больше за него отвечать.
И вот с этого момента возникает куча вопросов к Виктору. Ведь процесс создания монстра был длительным, неужели для него он весь прошел как в тумане, и он ни разу не задался вопросом, что будет дальше? Почему убежал и решил сделать вид, что он тут вообще ни при чем, когда понял, что все-таки создал не новую породу комнатных собачек, а сильного монстра?
Как бы то ни было, на какое-то время монстр пропадает с радаров, а Виктор от потрясения тяжело заболевает. Это с ним происходит не один раз на протяжении романа, но это романтизм, так что это в порядке вещей.
Вообще изначально мы видим Виктора глазами другого человека. Роман начинается с писем мореплавателя к сестре, где он описывает, как нашел его среди льдов. Виктор производит на него очень хорошее впечатление, кажется достойным и во всех отношениях прекрасным человеком. Что в общем-то с трудом вяжется с его потрясающей безответственностью.
Рассказ ведется от первого лица, и даже не от одного. В письма к сестре вложен рассказ самого Виктора, а внутри рассказа Виктора есть рассказ монстра. Причем разговаривает он не как недавно появившееся на свет и мало с кем общавшееся существо, а как хорошо образованный человек. Но для романтизма и это нормально. Это не сарказм, и романтизм не плох, просто не лишен некоторых клише.
Если Виктору хочется хорошенько дать по голове, то монстр даже вызывает жалость. Изначально он тянется к людям, добру и красоте, но его ненавидят за ужасную внешность. Вина в этом конечно же не его, а понятно чья. Естественно, он озлобляется. Против людей в целом и Виктора в частности. И начинает мстить.
В какой-то момент кажется, что конфликт можно уладить мирным путем. Несчастному Адаму хочется иметь друга, и он просит Виктора создать для него Еву, на что он соглашается. Но затем отказывается, чем вызывает еще большую злобу чудовища. И жестоко платит за это.
Да, убийства невинных, которые даже ничего не знали о деяниях Виктора оправдать сложно, но все же настоящий монстр, настоящий убийца - не создание, а создатель, заигравшийся в бога и испугавшийся брать на себя ответственность за свое творение. Он не вызывает жалости, когда в сотый раз говорит о том, как он несчастен и что никто из людей не страдал больше, чем он. Жаль всех остальных, кто расстался с жизнью из-за его безответственности и глупости (а иначе как глупостью сложно назвать то, что, когда монстр пообещал быть рядом с ним в его брачную ночь, он даже не подумал, что опасность может грозить его любимой, и даже отослал ее от себя, оставив одну, ничего не знающую о чудовище).
Роман хорош и интересен, хотя местами немного затянут, и слишком часто и самозабвенно герой жалеет себя. Но ознакомиться с ним определенно стоит.

P.S.

Мы воспитывались вместе; разница в нашем возрасте была менее года, нечего и говорить, что ссоры и раздоры были нам чужды. В наших отношениях царила гармония, и самые различия в наших характерах только сближали нас.

Это где ж вы таких детей видели, а?!

Прочитано в рамках Книгомарафона.