Больше рецензий

Комаров Сергей (serz_komarovv)

Эксперт

исключительно non-fiction

10 февраля 2023 г. 09:45

5K

5 Кто такой Сёрл? Человек снижающий самооценку всем учёным мужам!

Сёрла знают единицы и эти же единицы не читали его книг.

Джон Сёрл феноменальный философ, а так же лёгкая и «сладкая» мишень. Он  много где мелькает, его принято опровергать, над ним принято заочно подшучивать. Ключевое здесь «заочно»! Почему? Философа легко опровергнуть, особенно если поняли из его мыслей ровно половину. Сёрл интеллектуал с большой буквы, у него огромный словарный запас и он знает, как им пользоваться. Поверьте, очную ставку с ним выдерживало очень малое количество учёных. Джон Сёрл не просто размышляет, он заставляет сомневаться в понятийном аппарате визави, он заставит сомневаться и вас.

Хочу акцентировать — Сёрл заставляет сомневаться и это признак высшего пилотажа!

Я сомневаюсь, что кто-то случайный захочет почитать эту книгу. Поэтому подробно рассказывать о «китайской комнате» или его ключевой идее интенциональности и последующем "фоне", – думаю не стоит. У Сёрла глубокая философия, где одна мысль тянется за другой и формат рецензии для описания его ключевых мыслей не сгодится.

Ну, а если вы хотите подробней узнать о целях и структуре книги, то я оставлю их в спойлере.

Цели и структура
Одной из труднейших — и наиболее важных — задач философии является прояснение различия между теми свойствами мира, которые внутренне присущи (intrinsic) ему в том смысле, что они существуют независимо от любого наблюдателя, и теми, что зависят от наблюдателя в том смысле, что они существуют относительно некоторого внешнего наблюдателя или пользователя (user). Например, то, что объекту присуща определенная масса, есть его внутреннее свойство. И если бы мы все умерли, у него по-прежнему была бы эта масса. А вот то, что этот же самый объект является ванной, не есть внутреннее свойство: он существует только по отношению к пользователям и наблюдателям, которые и придают ему функцию ванны. Обладание массой является внутренним свойством, но вот быть ванной — это зависит от наблюдателя даже несмотря на то, что данный объект одновременно имеет массу и оказывается ванной. Вот почему существует естествознание, включающее в свою сферу массу, но не существует естествознания ванн.
Одной из тем, проходящих через всю эту книгу, является попытка выяснить, какие предикаты в философии сознания обозначают свойства, являющиеся внутренними, а какие — свойства, зависящие от наблюдателя. Доминирующей чертой в философии сознания и когнитивной науке было предположение, будто вычислительность (computation) является внутренним свойством самого мира и что сознание и интенциональность могут быть каким-либо образом элиминированы: либо в пользу чего-то еще, либо потому, что они зависят от наблюдателя или редуцируемы к чему-то более фундаментальному, подобному вычислительное. В данной книге я доказываю, что подобные предположения верны как раз наоборот: сознание и интенциональность суть внутренние и неэлиминируемые, а вычислительность, за ис-ключеним небольшого числа случаев, в которых вычисления действительно осуществляются обладающей сознанием психикой (mind), зависят от наблюдателя.
Вот краткий план, призванный помочь читателю сориентироваться в книге. Первые три главы содержат критику доминирующих взглядов в философии сознания. Они представляют собой попытку преодолеть как дуализм, так и материализм, причем больше внимания в этих главах уделено материализму. Одно время я склонялся к тому, чтобы назвать всю книгу "Что не так с философией сознания", но в конце концов эта идея предстает в качестве темы первых трех глав и, в частности, является названием первой. Следующие пять глав — с IV-й по VIII-ю — представляют собой серию попыток охарактеризовать сознание. Если мы преодолели и материализм, и дуализм, то как же мы тогда локализуем сознание по отношению ко всему остальному миру (глава IV)? Как мы объясним его явную нередуцируемость в соответствии со стандартными образцами научной редукции (глава V)? И, что наиболее важно, каковы структурные свойства сознания (глава VI)? Как мы объясняем бессознательное и его отношение к сознанию (глава VII)? И каковы отношения между сознанием, интенциональностью и фоновыми способностями (Background capacities), которые позволяют нам функционировать в качестве сознательных существ в этом мире (глава VIII)? В ходе обсуждения всего этого я пытаюсь преодолеть различные картезианские предрассудки вроде дуализма свойств, интроспекционизма и идеи некорректируемости (incorrigibility), но все же мой главный акцент в этих главах не является критическим. Я пытаюсь локализовать сознание в рамках нашего общего понимания мира и всей остальной ментальной жизни. Глава IX расширяет мою раннюю (Searle 1980 а и b) критику доминирующей парадигмы в когнитивной науке, а в заключительной главе выдвигаются некоторые предположения относительно того, как мы могли бы изучать сознание, не делая так много очевидных ошибок.
В данной книге я должен больше сказать о мнениях других авторов, чем в любой из других моих книг, может быть, больше, нежели во всех из них вместе взятых. Это заставляет меня крайне нервничать, поскольку возможно, что я мог бы столь же неправильно понять их, как они неправильно понимают меня. Глава II в этом отношении доставила мне наибольшую головную боль, и я могу лишь сказать, что старался, насколько возможно, сделать беспристрастный обзор целой совокупности взглядов, которые я нахожу несхожими. Что касается отсылок: книги, которые я читал в своем философском детстве — Витгенштейна, Остина, Стросона, Райла, Хеара и др., содержат мало или вообще не содержат отсылок к другим авторам. Полагаю, что я бессознательно пришел к убеждению, что философское качество измеряется обратно пропорционально числу библиографических указаний и что никакой великий философский труд никогда не содержал множества ссылок. (Каковы бы ни были его недостатки, райловское "Понятие сознания" служит образцом в этом отношении: в нем вообще нет ссылок.) Однако в настоящем случае я не избежал библиографических указаний, и меня скорее следует упрекать за то, что я упустил, чем за то, что я включил.
свернуть

.

А мы двинемся дальше.

Сёрл это яркий представитель «Слабого ИИ». Он не верит в вычислимость разума и тому подобное. Но он и не дуалист, он не думает, что душа где-то там летает. Причём он также сомневается и в том, что даже в дальнейшем с помощью квантового компьютера можно будет создать мыслящую машину. Он занимает радикальную позицию и его всегда неправильно интерпретируют, поскольку критики не удосужились осмыслить то, что он написал в этой книге.

Почему люди не хотят изучать науку и читать науч-поп? Ну кроме того, что для этого нужно потрудиться... Наука огорчает, наука говорит много плохих вещей и не каждый готов потратить силы, чтобы огорчиться в чём-либо. Сёрл же даёт нотку позитива.

Вы откроете себя заново...

ОТКРЫВАЯ СОЗНАНИЕ ЗАНОВО – это ваш путеводитель по очевидностям, которые понятны детям и, в которых путаются современные учёные. Вы научитесь видеть подмену понятий и шаткое положение многих современных догм.

Верю ли я на 100% Сёрлу? Ни в коем случае!

Мало аргументов, это философия и практически всё умозрительно.

Шизофреник ли я, когда нажимаю на оценку 5? Скорее всего –да. Другая моя личность говорит о том, что хоть это и философия, но она на совершенно другом уровне. Сёрл великолепно формулирует мысли, развивает интеллект читателя, увеличивает словарный запас и открывает дверь в другую реальность, реальность, где есть доля позитива.

Если будете читать, то пролистайте предисловие, к памяти Грязнова (кто это?), от издателя, благодарности. В книге неприлично много прелюдий, а вы всё-таки возьметесь читать не дешёвый роман.

.

Как-то неубедительно получается...

Знаете, я рекомендую книгу тем людям, которые во всём уверены.

Рекомендую тем, кто познал «дзен» и перестал восхищаться науч-попом.

Рекомендую тем, кто восхитился одной умной книгой 20 лет назад и перестал развиваться. Если вы себе признаетесь в том, что литература сейчас для вас не является развитием, а лишь рефлексией по несбывшимся надеждам, то Сёрл может вам подойти.