Больше рецензий

mari_mancini

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 января 2014 г. 18:58

322

5

Наверное, это лучшая книга, которую я прочитала в жизни. Или, по крайней мере, самая мне близкая, самая родная. Чистейшая образец поэзии во всем - в отточенном слоге, в поступках героев, в их неизбывной устремленности ввысь, которую они вдыхают в читателя почти на клеточном уровне!
Это единственная книга из знакомых мне, где героине удалось справится с нерешаемой проблемой - справится не со своим грехом, направленным на неё. Что-то подобное мелькает в Пушкинском "Моцарте и Сальери", но там взгляд сфокусирован на Сальери, а не на Моцарте, и неясно, понимает ли последний, что происходит или нет.
Виолена тоже поначалу не понимает, какой подвиг ей предстоит. Утешить страдающего человека кажется ей так просто - "страдайте с Господом нашим", "я всё так же вас почитаю, люблю и страшусь" и вернутся в свою прекрасную жизнь, полную любви и тепла, где её предназначение ясно, как предназначение зерна, брошенного в землю.
Но нет, если бы победить жестокость этого мира было бы так легко, Христу бы не пришлось погибнуть на кресте.
Чтобы спасти страдающего человека мало нежных слов, надо действительно принять на себя всю его боль, всё зло, которому Виолена невольно послужила причиной. И не вызывает удивления, что кроткая Виолена, взявшая на себя пусть не грехи мира, а только грех строителя Нотр-Дама, достигла такой святости, которая осталась недоступна даже её отцу-крестоносцу.
Жаль, что на русском языке нет культурологических исследований, посвященных этой пьесе. Как и в большинстве символических произведений, в ней наверняка есть множество подтекстов, которые не сразу заметишь невооруженным взглядом, но и поверхностное ознакомление с таким произведением было для меня огромным счастьем.