Больше рецензий

Markress

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 января 2023 г. 14:07

199

4

Сначала история предстает перед читателем, как роман о юношеском бунте. Главный герой Франческо ищет себя, свой дом и смысл жизни, попутно шокируя всех своих родных и близких, а особенно брата Флавио, вынужденного постоянно терпеть выходки парня. "Я - нет" - первые слова, сказанные им в детстве. Видимо, Ликальци хотел охарактеризовать своего героя этой фразой: одновременно нежелание следовать выбранному кем-либо курсу и отрицание самого себя, как личности способной существовать совместно с другими людьми и без растворения, и без противостояния.

Далее история переходит в разряд любовного романа, в котором появляются не то любовный треугольник, не то целый любовный квадрат, с изменами, чужими невестами и старыми секретами. Скучающий и одновременно все еще бунтующий Франческо знакомится при участии жены Флавио Лауры с очаровательной журналисткой Луизой, которая становится любовью всей его жизни. Самая скучная и раздражающая часть, на мой взгляд.

И снова история делает кульбит, скатываясь в мелодраму, снабженную неизменными атрибутами этого жанра - неизлечимая болезнь, путешествие по миру, авиакатастрофа и т.д. Повороты оказались неожиданными и при этом очень жанровыми, что, скорее разочаровывает, чем воодушевляет.

Но финал романа на удивление отрезвляющий и как будто бы возвращает читателя к истокам романа - к теме поиска человеком себя и своего места в этом большом мире.

Жизнь - это ожидание, долгое ожидание, а бегство от реальности, то есть от тоски, одиночества, страха смерти и, главное, от себя самого, - всего лишь попытка обмануть время. Но это бегство - ошибка. Лучший способ избавиться от всех этих вещей - остановиться и постараться понять, от кого ты бежишь и почему. Только так можно сорвать маску с персонажа, играющего твою роль в твоей жизни, только так можно разорвать цепи ожиданий других по отношению к тебе, только так в старости можно избежать превращения тебя в карикатуру на того, кем ты был в юности.

К сожалению, не могу сказать, что персонажи мне понравились. Все они как бы с гнильцой. Франческо никогда не найдет свой дом, потому что у него он уже есть, но он это осознает только в конце своей жизни. Флавио, несмотря на успешность и правильность, пуст внутри и жесток к любящим его людям. Луиза довольно поверхностна и цинична (да и прописана слабо и слишком идеально). Пожалуй, только Лауру, хоть и выбравшую по ошибке роскошь и комфорт, можно пожалеть, потому что лишь она из этого квартета умеет любить и заботиться, но не любима.

В целом, роман неплохой, наводит на размышления об истинной ценности жизни и трудностях в понимании собственной личности и своего жизненного пути.