Больше рецензий

1 января 2014 г. 20:33

193

5

Есть одна особенность, когда ищешь материал по учёбе – его не находишь, а как только тема утрачивает интерес – сразу же появляется много интересных деталей. Вот и Трейси Шевалье, удивила меня отнюдь не художественной литературой. Вообще к обычным книгам «Тигр, светло горящий» не имеет никакого отношения. Для таких произведений есть определённый раздел «про искусство». А вот про какое искусство – другой вопрос. Тем тут может быть множество, о них я расскажу ниже. Поэтому книга однозначно не подойдёт для тех, кто желает найти здесь романтическую историю, здесь всё же больше исторических фактов и краткий экскурс. Поэтому, прежде чем кидать тапками в автора, нужно серьёзно подойти к вопросу. Например, изучить уклад жизни в Англии 18 века и узнать о творчестве Уильяма Блейка. Тогда и не будет возникать никаких спорных вопросов.

Первая тема, которую можно здесь обнаружить – производство деревянной мебели в 18 веке. С точки зрения художественной литературы, данная информация не принесёт никакой пользы. А вот тот, кто любит детали и подробности – заинтересуется. И кстати интересный факт, почему мебель раньше изготовлялась гораздо крепче, чем сейчас. Ну, прежде всего, ни о каком клее, ни о каком станке речи идти не могло. Всё вытачивалось и украшалось вручную, а для этого должен был быть определённый навык и физическая подготовка. Это сейчас на стулья приклеивают ярлычок «не садиться людям, весящим больше 100 кг». А в то время, стулья выдерживали вес и в тонну и с ними ничего не происходило. Так же плюс состоял в том, что технологии производства передавались от отца к сыну, отсюда и качество продукции.

Вторая тема - уклад жизни Англии 18 века. Уж больно всё это напоминает Элизабет Гаскелл «Север и юг». У меня даже иногда возникало ощущение, а не позаимствовала ли автор идеи. Ну, например – переезд из южного района Англии в Лондон, скука матери семейства по дому, ненависть её к Лондону. Единственное, что никакой хлопковой фабрики тут нет, да и холостые мистеры Торнтоны по округе не ходят. Но опять же, перед глазами стоят фабриканты, посудомойки, и все те, кто зарабатывают на жизнь руками. Это не люди, опустившиеся на самое дно. Мрачного и трагичного здесь в общем целом нет. Человек трудится, получает за это деньги, часть отдаёт семье, а часть просиживает в баре. Вполне обыденная картина. Ну, разве что, текст приправлен множеством отборной брани. А, поскольку, я уже читала «Девушку с жемчужной серёжкой», то могу сказать, что автор любит подобные словечки. Но в данном контексте это уместно, поскольку элитой здесь даже и не пахнет. Опять же, если вы любите детальное описание, где жили люди в 18 веке, чем они занимались, что они ели и как они спали – информации здесь более чем достаточно.

Третья тема – Уильям Блэйк. И эту тему можно разделить на подтемы: его роль в изобразительном искусстве, его роль в литературе, и его участие в движении за свободу сексуальных отношений. Англичане до сих пор теряются в оценке его творчества, кто-то говорит, что он сам Дьявол, кто-то его превозносит. Вот тут и нужна информация и желание оценить его творчество. Прежде всего, он известен как гравёр и оформитель книг. Его иллюстрации завораживают и пугают. На обложке моей книги, как раз его рисунок. Блэйк очень любил мистицизм, отсюда и сюжеты для его рисунков. Агония мира, муки любви, муки ада, мрачные тона усиливают это ощущение. Ни одного радостного сюжета, потому что весь мир несовершенен. Но помимо этого автор писал стихи для детей, песни и различные баллады. В отличие от его картин, книги несут уже совсем другой посыл. Озорные и задорные – они вызывают улыбки. Но если знать историю их создания, становится не так весело. Но тут уже надо упомянуть о последнем аспекте упомянутом выше. Его движение за так называемую свободу любви. Что это означает? Он был сторонником того, что у мужа и жены может быть любое количество любовников, и они могут все вместе, не стыдясь участвовать в оргиях. Так же, он был сторонником того, что секс должен быть публичным, и нет ничего страшного в том, что соседи всё это видят. Напомню, что вплоть до конца 19 века в Англии было не принято не только обсуждать сексуальную жизнь в браке, но даже, испытывать оргазм, так как по англиканским и католическим канонам того времени, плотские наслаждения являлись грехом, за которые человек мог попасть в ад. Соответственно моральные устои Блэйков в тот период очень серьёзно осуждались. И именно это борьба чувств и канонов вылилась в картины Уильяма. Но, несмотря на то, что он придерживался определённых взглядов, он никогда не имел отношений вне брака, о чём свидетельствуют многочисленные друзья семьи, придерживающиеся тех же устоев. Более того, брак между Уильямом и Кэтрин был очень крепким и их истории любви любой мог позавидовать. Ну, например, первый раз Уильям просил руки у Кэтрин, когда ей было 16 лет, но та яростно ему отказала, но он не остановился на отказе. Последующие 5 лет он ухаживал за ней, и она всё же приняла его предложение. Терпеливо учил он её считать и писать, и не разочаровался даже тогда, когда его жена потеряла ребёнка и больше никогда не могла иметь детей. Говорят, для художника и поэта необходимо вдохновение. Любовь к детям побудила его написать «Песни неведения», которые он дополнил собственными рисунками.

Не зная всего этого, легко обсуждать скучное повествование, говорить, что в нём нет никакого смысла. Но если знать о том, что Трейси Шевалье уже много лет ведёт колонки посвящённые истории и искусству, то многие вопросы разом отпадают. Поэтому оценку таким книгам стоит ставить не с позиции сравнения с Сесилией Ахерн или с Чарльзом Диккенсом, а с позиции литературы посвящённой искусству. Именно для таких людей эта книга и написана. Это не книга для отдыха, здесь действительно самим нужно многое найти и разыскать, чтобы понять героев, понять их поступки. Не день и не два пробыть перед картинами в Британском музее искусства, прочитать записные книжки Блэйка в Британской библиотеке, посетить список тех мест, что указаны в приложении. Это работа действительно для увлечённых людей, для тех, кому интересно докопаться до сути. Здесь, в данной книге, большую часть занимают как раз исторические факты, которые перекрывают выдуманные истории, про семейство Келлавеев. Об этом нужно помнить, когда вы возьмёте эту книгу в руки.

Но причём тут демон у колыбельки? На днях я имела возможность лично, не на экране компьютера, посмотреть коллекцию работ Уильяма Блэйка. Это был шок. Это настолько пугающие работы, поэтому я даже не удивлена тому, что жена Блэйка считала, что призрак её мужа ходит у них в доме. Его работы наполнены ангелами, демонами, которые пытаются разорвать человеческую душу. Они отталкивают и манят. Особенно выделяется на фоне этого образ тигра, который в английских сказаниях всегда ассоциируется с победой над силами тьмы. Удивительно и то, что дети, которых было много на экскурсии, не пугались этих работ, а наоборот восхищались и поражались драконам, демонам и ангелам. И тогда я поняла, почему такой разный эффект они производят на детей и на взрослых. Дети лишены предрассудков, тогда как взрослый сразу начинает осуждать и оценивать их с позиции морали и духовной значимости. Тогда как это всего лишь любовь к миру, многогранному пугающему. Как пелось «Ночь закончилась, настал новый день», здесь тьма всегда будет побеждена светом. Демоны у кроватки превратятся в ангелов.