Больше рецензий

28 января 2023 г. 10:15

459

3 Летопись писать - не сапоги тачать

Дмитрий Вересов закручивал сюжет, вводил множество персонажей - "страшных чекистов", благородных офицеров из "бывших", похотливого молодого Мишу, "врага народа"... Для отправной точки романа определил штатного психолога немецкой Тегельской тюрьмы- скучающую фрау Шаде,- она проявила интерес к писательским изыскам крупного грабителя Франца Гофмана - ей нужен был "психологический портрет преступника". Много всякого и разного в романе - "любовей" Миши Лунина - "Михаил день и ночь жаждал Лидиного тела"... "Рукопись затягивала фрау Шаде, что твой омут"- но роман Д. Вересова не "затягивает", он довольно скучный, в нём нет ничего нового, свежего - автор жонглирует историческими фактами, вспоминает - вскользь- и строительство Волго-Донского канала- ударную стройку, куда Миша ненадолго отправился... Более широкое описание у Вересова богемы- певцов, артистов с причудливыми именами и странностями, "обкуренного" узбека Теркиша, "прокуренного" секретаря обкома Гунько, " боровшегося за чистоту рядов". Была у Миши жена Паша, простая женщина, крестившая ребёнка в церкви, потом - жена Аврора - старший научный сотрудник, дочь академика... Фрау Шаде наделена чертами психоаналитика с фантазиями - "не она читала рукопись , а рукопись читала её". Д. Вересов сам себя охарактеризовал словами своей героини фрау Шаде: " У вас бойкое перо, Гофман". Куда бойчее! Перескакивает с места на место, из одного события в другое, наспех связывая их и развязывая, вводя истории с забулдыгой- дворником, его любовницами, цыганами... Роман по объёму небольшой, а хотелось автору рассказать о многом... что получилось, то получилось. И конец у романа скомканный, логически незавершённый.