Больше рецензий

29 декабря 2022 г. 10:59

258

5 За прекрасной феей вслед - Ибо в мире столько горя, что другой дороги нет (с)

Феи в романе Кита Донохью вовсе не прекрасны, а горя в их мире едва ли не больше, чем в нашем - ведь мир у нас один на всех. И это феям в нём места всё меньше и меньше, особенно в прогрессивных Соединённых Штатах.
"Не зовите нас больше феями", - просит один из рассказчиков. Про себя он говорит, что он хобгоблин, но сто лет назад его самого украли. Он забыл своё имя, забыл, что значит быть человеком. Он научился слушать лес и менять внешность. И теперь настало время ему поменяться местами с человеческим ребёнком - Генри Деем. Жертва выбрана удивительно удачна: маленький Генри несчастен, в его семье ожидается прибавление, и мальчик боится, что родители его разлюбят. Так боится, что решает уйти из дома, в лес - там-то его и поджидают наши феи.
Роман начинается в момент похищения. Безымянный хобгоблин становится Генри Деем, а сам Генри - хобгоблином Энидеем (игра слов, anyday - любой день, любое время). Они меняются местами и учатся жить в новом окружении. За их жизнью мы и будем следить всю книгу.
Удивительно, но этот магический реализм трогает куда сильнее сказочного и ангстового фэнтези, в которое часто заворачивают сюжеты о подменышах. Проблемы Генри и Энидея чертовски реальны, а их миры так далеки друг от друга, что никакая магия и фэнтези описать это не способны.
Новоявленный Генри пытается ужиться с новыми родителями. Интересно наблюдать, как меняется его мироощущение. Сначала все мысли Генри занимает подмена: как не попасться, как сыграть роль мальчика безукоризненно, чтобы родители ничего не заподозрили. Потом он вливается в человеческую жизнь всё сильнее и сильнее. У него появляются друзья, тоска по свободе и лесу уходит, а потом и вовсе сменяется омерзением к бывшим товарищам-хобгоблинам. И наконец приходит страх: Генри стал человеком совершенно, он больше никогда, ни за что не хочет вовзращаться в лес. Но очень боится, что феи напомнят о себе. Например, заберут его маленьких сестёр. А позже - его собственного ребёнка.
Что же настоящий Генри, ставший Энидеем? Он учится жить под землёй, говорить с лесом и при этом всё больше и больше теряет человечность. Люди манят его, но он не помнит, почему. Читая его главы, замираешь от нетерпения: ну же, совсем немного, ты вспомнишь! Вспомнит, да - и что тогда?
Кульминацией становится неизбежная встреча подменыша и подменённого, вины и предательства. Это действительно пронзительно и красиво. А ещё очень трогательно.
Роман Кита Донохью не сказка. Так мог бы выглядеть наш мир, если бы рядом действительно жили феи. Ах, нет, хобгоблины. И такой могла бы быть настоящая жизнь подменыша. Тоже совсем несказочная, где-то счастливая, где-то трагичная, но очень и очень человечная.