Больше рецензий

Gosteva_EA

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2013 г. 14:12

20

4

Высокие, высокие отношения!
К/Ф "Покровские ворота"

Книга включает в себя три повести, которые объединены появлением в них группы из тринадцати человек, деворантов - прожигателей жизни, "принявших друг друга такими, каковы они есть, не считаясь с социальными предрассудками; безусловно преступных, однако, несомненно, наделённых некоторыми чертами, которые создают великих деятелей."

Все они были фаталисты, смелые и поэтические, но наскучившие обыденной жизнью, жаждущие азиатских наслаждений, влекомые страстями, долго дремавшими в их душе, а потому особенно буйными.


В предисловии к трём повестям автор даёт намёк на то, что впереди нас ждут заоблачные страсти, любовные томления, всяческие неистовства, порою выходящие за рамки закона.

Для сердца не существует ничтожных происшествий - оно возвеличивает всё; для него на чашки одних и тех же весов падает и четырнадцатилетняя империя и женская перчатка, и почти всегда перчатка перевешивает империю.


Итак, несколько слов о сюжете каждой повести отдельно.

Феррагус, предводитель деворантов (год написания - 1833) r30-darkblue.png

Некий юноша бледный со взором горящим видит свою возлюбленную, замужнюю даму с ангельским лицом и безупречной репутацией, в весьма сомнительном районе Париже. Одно пребывание этой дамы там может навеки опорочить её репутацию. Опьяненный любовью разум не подсказывает молодому человеку ничего лучше, как проследить за дамой, выяснить её тайну, а впоследствии воспользоваться этой тайной как способом надавить на добродетель своей пассии и затащить её в постель. Однако все знают, что случилось с любопытной Варварой на базаре... Жизни будут разрушены, слёзы пролиты, яды выпиты.

Эта повесть является наиболее событийно насыщенной. Скандалы, интриги, расследования от мастера изящной словесности. Автор не обойдёт стороной особенности супружеской любви, которая не угасла с годами, подчеркнёт значимость доверия в отношениях и перевернёт с ног на голову ваши представления о морали.

По крайней мере, мои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, подверглись наисерьезнейшим испытаниям. Чтобы лишний раз не спойлерить, приведу такой пример из жизни современной. Скажем, вы заметили, что ваш сосед всячески преступает закон. Вы решили подробнее узнать, как именно он это делает. В ответ ваш сосед угрожает вам, вашей маме и собачке. Вы упорствуете. Он топит вашу собачку, травит вашу маму и ломает рёбра вам. Но при этом он умеет любить и всю свою жизнь упивается страстями без оглядки на ханжеское общество. Внимание, вопрос: кого в этой истории мы пожалеем? Читайте "Феррагуса" и узнайте, как отвечает на вопрос автор.

Герцогиня де Ланже (год написания - 1834) r50-darkgreen.png

Наиболее трогательная и, на мой взгляд, трагичная повесть из всех трёх, история столкновения истинной любви и игры в любовь.

В обществе, где влияние женщины измеряется количеством её поклонников, нет места настоящей любви. Надменная и холодная герцогиня, чей брак не сложился, полностью предоставлена самой себе. Она противоречива настолько, насколько может быть противоречива настоящая женщина и истинная парижанка, она противоречива на несколько страниц витиеватых описаний.

Её положение при дворе прочно как никогда. Толпы мужчин желают её благосклонности. Она же выбирает в качестве очередной жертвы своей игры в обольщение мужественного маркиза, честного, открытого, смелого, но скромного. Из любопытства и честолюбивых устремлений герцогиня решает покорить сердце своего избранника, при этом не допуская его в свою постель.

Блестящее описание противостояния герцогини и маркиза Монриво:

Надо сказать, что герцогиня и Монриво были под стать друг другу в одном: оба они были одинаково неопытны в любви. Она плохо разбиралась в теории, совсем не знала практики, ничего не чувствовала и обо всём рассуждала. Монриво плохо знал практику, совершенно не знал теории и слишком грубо чувствовал, чтобы рассуждать.


Так же в этой повести автор приводит многостраничное полуполитическое обозрение (как он сам его называет) социальных слоев Парижа, общественных нравов и распределения влияния.

Златоокая девушка (годы написания - 1834-35) r40-darkgreen.png

Повесть начинается с объемного описания жизни Парижа - от самых низов до великосветских салонов, автора не пугают ни грязные подворотни, полные своего злачного очарования, ни порочность будуаров утонченных соблазнительниц, целомудренных гетер полусвета. Только появились герои - и нет! снова Бальзак пускается в рассуждения о молодёжи и нравах.

Молодой человек, познавший все прелести утех, которые можно получить либо за деньги, либо за красивые глаза (а глаза у него, равно как и всё остальное, чудо как хороши!), встречает в парке прекрасную златоокую нимфу, которая проявляет к нему нескрываемый интерес. Соблазнительные формы незнакомки обещают сладостные наслаждения, взгляд сулит неземную страсть, а препятствия на пути влюблённых лишь разжигают пыл. Личность девушки окутана мрачной тайной: кто заточил её в богатом особняке? кто держит её в заточении, как рабыню? насколько можно верить её любви и самоотдаче?

Третья повесть из "Истории тринадцати" - самая мрачная, драматичная, горячечная, полная тайн, недомолвок и, пожалуй, с самой неожиданной развязкой. Большая часть повести отведена описанию физических утех и наслаждений, но как невинно это сделано, невинно и старомодно. Во всём остаётся полагаться только на воображение, чем, вероятно, и занимались юные благородные девицы, прячущие только что изданный томик Бальзака под подушку - подальше от маменьки и гувернантки...

В заключение скажу, что, вопреки некоторой витиеватости и многочисленным рассуждениям об эпохе, каждая повесть читается на одном дыхании. Как ни странно, оторваться просто невозможно, хотя и непонятно, что именно увлекает. Сюжет? Пожалуй, нет; все эти переживания слишком драматичны, истеричны, слишком удалены во времени; они кажутся гораздо более устаревшими, чем шекспировские трагедии. Рассуждения/описания? Тоже вряд ли. Может лёгкость? Да, пожалуй лёгкость, несмотря на переживания героев, трагизм их судеб, нелепость их взглядов. Во время чтения я не могла избавиться от картинки, живо стоящей перед глазами, - Бальзак, расслабленный, томный, упитанный, улыбаясь, с лёгкостью, без правок и раздумий, пишет свою "Историю тринадцати", получая от этого огромное наслаждение, не прикладывая к этому никаких усилий. Наверное, в этом и заключается наивысшее мастерство писателя - создавать иллюзию лёгкости сотворения книги.

Книга прочитана в рамках игры Спаси книгу-напиши рецензию! Тур №18