Больше рецензий

15 ноября 2022 г. 02:35

850

5 " И что в самом деле, господа, ни слова нельзя сказать искренно, тотчас вы обижаетесь.. "

К прочтению "Идиот" я подошла после одной очень динамичной книги, сохранив темп. И ничего не поняла. Остановилась, замедлилась,  начала читать вдумчиво и размеренно, и произошла любовь❤️❤️❤️

Книга начинается с того, что некий князь Мышкин возвращается в Россию после долгого лечения в Швейцарии. Автор повествует нам о знакомстве князя с несколькими семействами в Санкт-Петербурге,  которые впоследствии занимают определённое  есть в его жизни, как и он влияет на их жизнь.

Каждый увидит в князе свое. Для меня это человек чистый, открытый, сопереживающий, возможно, больше, чем нужно. Человек с безусловный верой в людей и любовью к ближнему. В каждом низком поступке он увидит боль, в высокомерии - защиту, во вранье - стыд. Он не порицает людей и принимает их такими, какие они есть. За это и получил свое прозвище "Идиот" от людей, которым чуждо честное, открытое сердце.

Те не менее князь справедлив, твёрд в вопросах морали и религии, и может постоять за себя. Он принимает нелегкие решени, зная, что будет осуждён за них обществом.

За что я полюбила роман? За красивейший язык, за хоть и порой долгие, но не скучные монологи, за глубину мысли и любовь в разных её проявлениях: страсть, жалость, нежность.

Комментарии


Для меня это человек чистый, открытый, сопереживающий, возможно, больше, чем нужно.

Это интересный момент. Чтобы спасти человека, обязательно ли принимать его боль на себя или можно отстраниться от "лишних" переживаний и просто выполнить работу? Допустим, у вас гуманная цель - вытащить тонущего из воды. Следует ли тонуть вместе с ним? Но и без сочувствия тоже нельзя. Очевидно, существует некая грань, после которой жалость не помогает, а вредит. Вот с Мышкиным я до сих пор не могу точно сказать, где, когда и как он перешел эту грань (и перешел ли вообще? Кажется, что да...) Для меня он не вполне понятный персонаж, в отличие от других главных героев. Во многом из-за сложности самой темы. Но также из-за того, что автор не очень подробно описывает некоторые ключевые эпизоды из жизни князя Мышкина. Опущены важные диалоги и монологи. Вероятно, с умышленной целью - для того, чтобы сохранить пространство для интерпретаций. Но кое-что сказать всё-таки можно.


мне кажется, своим последним решением он и перешёл эту грань. Он поступил так вопреки своему желанию, а именно из жалости.  Он понимал, что тем самым спасёт НФ.

Положим, бросать Настасью Филипповну в подобный момент было злодейством, и даже для человека с менее высокой моралью. И не факт, что Мышкин после этого был бы счастлив с Аглаей.

Но тут уместен другой вопрос - как он вообще это допустил? А ведь он мог остановить в тот вечер Аглаю, например, просто спросив ее, что именно она хочет и в чем ее цель? Его это как бы напрямую касалось, имел полное право. Да и письмо Аглаи к НФ прошло через его руки, т.е. он невольно оказался одним из связующих звеньев в этой истории. Лебедев (не самый глупый персонаж) специально выкрал письмо для Мышкина, а до того предупреждал его о состоянии Настасьи Филипповны, о том, что ей грозит и даже пытался сообщить о ее контактах с Аглаей (причем дважды, и оба раза князь перебивал и не хотел слушать). Еще раньше: неплохо было бы знать, что всё же случилось в течение месяца в провинции между первой и второй частями романа? При всей моей огромной симпатии к Мышкину, к нему много вопросов. Точнее к той ролевой модели, которую для него придумал автор.


Он не порицает людей и принимает их такими, какие они есть.

На самом деле порицает, но затем прощает. Мышкин не видит "греха непростительного", т.е. такого греха, который нельзя искупить и простить, но это не значит, что он вообще не видит недостатков.



Те не менее князь справедлив, твёрд в вопросах морали и религии, и может постоять за себя.

Согласен. И это коррелирует с предыдущим пунктом.



За это и получил свое прозвище "Идиот" от людей, которым чуждо честное, открытое сердце.

Интересно, что в таком виде, как мы знаем, Мышкин появился не сразу. До того Достоевский экспериментировал с образами. В них то угадывались черты Рогожина, то просматривался будущий Ставрогин. И все они назывались "идиотами". В данном контексте "идиот" - это не синоним "положительно прекрасного" человека, а скорее герой, чье поведение выходит за рамки общепринятых норм. Но этот вопрос неплохо освещен в литературе.


даже если он порицает кого-то, то потом сам винит себя за такие мысли. Например, как он переживал, что обидел Бурдовского.

про рамки согласна, эту мысль я и пыталась высказать :)