Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

1 ноября 2022 г. 15:10

394

4 Огнём и мечом

Время действия в романе – XIV век, когда рыцари – крестоносцы отказались от идеи отвоевания Святой Земли у сарацинов и боролись за своё место под солнцем в Европе. В этой борьбе был уничтожен французским королём Филиппом IV Красивым орден тамплиеров, а Тевтонский орден сумел укрепиться на прусских землях, расширял свои владения за счет Литвы, польских земель, сражался с русичами.

Столицей тевтонских рыцарей стал город Мариенбург (Мальборк). В книге неплохо описан большой, хорошо укреплённый каменный замок рыцарей, их нравы и обычаи. Жизнь рыцарей была аскетичной, подчинённой суровому уставу, в замок не допускались женщины, строго отмерялось вино и пища, не дозволялось богатое имущество. Но на момент действия в книге это всё больше оставалось в прошлом. С расширением владений Тевтонского ордена, с накоплением богатств, добытых грабежами соседей, усугублялось расслоение среди рыцарей – строгий устав по-прежнему почитался, но был, в основном, для бедных рыцарей, носивших серый плащ. Рыцари же из знатных родов – те, кто носили белый плащ и украшения – могли иметь и обильный стол и больший комфорт. И хотя в самом замке приличия по-прежнему соблюдались, но за его стенами разрастались городские кварталы, множились корчмы и харчевни, где под негласным покровительством знати белоплащники могли развлечься любыми излюбленными в Средневековье способами. Война, нападения, захватничество было продолжением развлечений, льющееся рекой вино продолжалось пролитием крови.

Нападения на литовские земли были нередки, литвины были язычниками, что для христианских рыцарей стало бесспорным предлогом уничтожать их, жечь огнём и мечом. Редко, когда кто из литвинов попадал в плен к немецким рыцарям, они предпочитали их «выкорчёвывать».

О противостоянии немцев и литовцев, их взаимной кипящей ненависти и о некоторых литовских детях, сумевших выжить (правда, ненадолго) среди псов-рыцарей, бережно и стойко сохранивших воспоминания о своей родине, обычаях, песнях, не забывших свой язык, своих богов, не отрёкшихся от своей крови (Рымос, Банюта) рассказано в книге.

Не совсем обычна судьба Юрия (Маргера), который был взят рыцарями в младенчестве при очередном разгромном походе на Литву, и воспитан в неведении о своём происхождении, окрещён, обучен немецкому языку и обычаям, который, казалось, с корнем вырван из языческой литовской почвы. Но кровь – не водица, и когда Юрий вырос, он узнаёт о своём литовском происхождении, мало того, он – сын погибшего кунигаса (князя), соответственно, он сам теперь – кунигас, который должен защищать своё племя и кровных родичей от иноземных захватчиков.

Душа Юрия - на разрыв между кровным родством, родиной и немецким воспитанием и воспитателями, между верой христианской, которая проповедует милосердие, правда, на деле редко ему следует, но хотя бы один пример в этом ему есть – его воспитатель Бернард, и языческой верой в жестокого дикого бога Перкунаса, который хоть и воодушевляет на борьбу с захватчиками, но беспощадно требует только крови, своей и чужой, который отбирает у него любимую девушку.

Финал романа, прототипом которого стала героическая оборона литовского замка Пиллены (Пиленай) на берегу реки Неман от полчищ тевтонских рыцарей, как-то мне не очень понравился, не знаю, как оно было в исторической реальности, но по книге выходит, что литвины поторопились со своими варварскими обычаями самоуничтожения, так как к ним на подмогу подоспел князь Гедимин, и псы-рыцари были отбиты.

Книга прочитана в клубе «Читаем классику вместе!» в рамках литературной экспедиции «Отважные исследователи мира». Тур 2. Дуэль с Восточноевропейской баркой. Команда английской каракки "Drunken Sailor". Forward and forward, we’ll never stop!

Комментарии


Что ни говори, а европейцы свою задачу тогда выполнили, сломали хребет Прибалтике, превратив их в верных не думающих псов, и она НАВСЕГДА забыла о своей свободе, как мы видим сейчас...


Что меня удивило, так это то, что они избрали путь самоуничтожения (буквально), это по книге, ну и Википедия то же говорит про эту битву. Сколько читала исторических книг, в которых битвы, осады крепостей - во многих случаях защитники бились до последнего, голодали и бились, ну или в конце концов шли на какой-то компромисс. Ещё нигде не встречала такого, как в этой книге про литовцев - были и припасы, и оружие, и людей ещё много, но они всё сожгли и друг друга перерезали. Что они кому доказали? Тевтонцам ведь это и надо было - они зачищали землю и заселяли её выходцами из немецких земель... Печальная история...


Я бы сказал мутная. Не знаю насколько они там самоуничтожились, но Великое княжество Литовское в период расцвета превосходило Владимирскую Русь. Я обратил внимание, что с язычеством и теми временами Крашевский был знаком весьма опосредованно. Мелькают у него мифические "древние укры" в "Старом предании". Там же повествуется о двух немецких торговцев втридорога продающим славянам невиданное металлическое оружие, уверяя что его куют гномы в подземельях, поэтому оно такое дорогое. И это в 9 веке))
Вобщем читать его бывает интересно, но историческую информацию приходится фильтровать у него))


Ясно. Спасибо. Я у него пока что первую книгу прочла.