Больше рецензий

28 октября 2022 г. 05:29

3K

4.5 Игра и ее магистр

Очень необычная книга. В процессе чтения не могу сказать, что сильно увлекалась или что было легко читать. Нет, но послевкусие и размышление о прочитанном сделали ее для меня интересной. Всегда, завершив книгу, задаю себе вопрос: захочу ли я еще к ней вернуться?! И в этом случае, безусловно, да.

Прежде всего трудности с чтением были связаны с тем, что в книге мало действия, динамики и очень много философии.

Действие романа происходит в будущем. В неком государстве существует Касталия - провинция, где проживает духовная и интеллектуальная элита. Здесь живут избранные - лучшие ученики, профессора и магистры. Это искусственный мир, нуждающийся в постоянном надзоре и иерархии. Жизнь в Касталии в чем-то напоминает средневековье. Касталийцы отказались почти от всех достижений техники. Индивидуализм не приветствуется, личность должна раствориться в массе, должна служить идеалам Касталии. Касталийцы занимаются наукой, исследованиями, посвящают себя искусству, приоритетно музыке. Они не заботятся о практичности своих достижений, не создают ничего нового. Касталию содержит внешний мир, но при этом Касталия закрыта для него. Главным достижением касталийцев является игра в бисер - некая квинтэссенция наук и искусств, попытка привести к общему знаменателю, вывести какие-то яркие формулы, соединить несоединимое. С помощью игры жители Касталии ищут единый язык, который мог бы органично соединить музыку и математику, искусство и науку.

Подзаголовок романа звучит так "Опыт жизнеописания магистра игры Йозефа Кнехта с приложением оставшихся от него сочинений". Название и подзаголовок обозначают главную дихотомию романа: игра и ее магистр, Касталия и ее житель. И конфликт в "Игре" заключается не в том, что Кнехт разрывает с кастальской действительностью, конфликт в том, что Йозеф Кнехт является личностью, и он закрепляет за собой право на поиск себя, на подвижное соотнесение себя и мира, это право на самостоятельное постижение собственного я, это задача подчинить себе свою судьбу, перестать быть объектом судьбы, а стать ее субъектом. Это роман об отдельно взятом человеке, который задается вопросом, что ему делать и как жить в той системе, в которой он оказался волею истории. Желание Гессе возвысить духовность в разрушающемся мире пересекается с его размышлениями о человеке и человечности.

Помимо этого, роман "Игра в бисер" - мысленный эксперимент Гессе о том, что такое человеческая культура и как ее сохранить. В Касталии запрещено индивидуальное творчество, касталийцы ничего не создают, относятся к искусству как к музею. Мнение Йозефа Кнехта революционно для этого мира: мы можем сколько угодно изучать культуру, но если мы сами бесплодны, то мы не учителя культуры, слепое служение ничему научить не может. Только личность, которая что-то созидает, может воспитать другую личность. В романе подчеркивается тема учителя и его ученика, как учитель помогает раскрыться своему ученику, в то же время продолжая поиск самого себя. В связи с этим хочу коснуться финала романа, вызывающего самые противоречивые толкования. Мне близка идея, что Кнехт не мог поступить иначе, не мог не поплыть за своим учеником, не мог проявить перед ним слабость. Смерть Кнехта - это самый сильный урок, который можно оставить. Это смерть, похожая на подвиг, ради возможности рождения нового человека.