Больше рецензий

serovad

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 октября 2022 г. 22:32

216

4 Они ещё и с эмоциями!

Сначала про озвучившего книгу Сергея Чонишвили, потом про всё остальное.

Озвучка - ну почти блеск, прямо близко к идеалу. Всё потому, что у него очень характерный тембр , и когда он на этот тембр "налегал", то получался голос робота. А роботы там регулярно разговаривают, знаете ли. Очень не хочется думать, что в этих местах речь дополнительно обрабатывалась в аудиоредакторе. Ну а почему я написал "близко к идеалу" и "почти блеск" - так это потому, что иногда Чонишвили увлекался, и усиливал тембр там, где говорили не роботы, а люди. Кстати, можно было бы задать интригу: по сюжету рассказа "Улики" персонажи спорят, человеком или роботом является Стивен Байерли. Сам Байерли разговаривает обычным голосом Сергея Чонишвили, и напрасно: говори он немного как робот, читатель бы сильнее ломал голову над этим вопросом, тем более, что применение трёх законов роботехники в данном случае не могли дать чёткого ответа, робот он, или человек.

Ну а теперь про книгу.

Она, конечно, потрясающая. Пусть местами мудрёная. где-то заумная, а иногда чуточку занудная. А в целом - да, интересно. Улыбку вызывает взгляд Азимова в будущее: он смотрит в XXI век, вплоть до его середины. Мы в этом столетии прожили уже почти 22 года и видим: не такое оно, каким видел Азимов. Оно более технологичное в своём развитии, или правильнее даже будет сказать - более развитое в технологиях. Хоть и не во всём - ни в 1998 году, ни теперь у нас нет воздушных такси, лунных и марсианских баз и колоний. Да и самим роботам до того состояния, в которых автор их нафантазировал, ещё развиваться и развиваться. Что-ж, тешу себя надеждой дожить до середины текущего века, и посмотреть, сбудутся ли его прогнозы. Лучше пусть сбудется видение Азимова, чем Джеймса Кэмерона, создавшего Терминатора и войну машин. В то же время заметим - машины Кэмерона совершенно бездушны и нежмоциональны. Роботы Азимова могут иметь отклонения, но даже с ними они не выступают против человечества. Особенно показателен на эту тему последний рассказ.

Что не понравилось. Роботы у Азимова слишком человечны. Он наделил их эмоциями, из которых самая частая - обидчивость. Увы, никак не могу представить, что робот может мало того, чтобы обидеться на человека, так ещё и в обиде попытаться ему что-то доказать. Например что он, робот, умнее, хитрее способнее и т.д. К слову, в каждой главе роботы это успешно и доказывают, даже если в конфликте отдельно взятой главы побеждает человек. Как следствие появление эмоций у роботов - такой персонаж, как робопсихолог Сьюзен Келвин.

Можно смело говорить, что доктор Келвин - такой же центральный персонаж всех рассказов книги, как сами роботы. Более того, её методичность, точность и твёрдость заставляют читателя задуматься - а может быть она сама тоже робот? Нет, конечно, у неё есть официальная биография, согласно которой она родилась в 1982 году и т.д., и т.п., а вдобавок в рассказе "Лжец" становится очевидно, что она может любить и хочет быть любимой. Но с другой стороны, если азимовские роботы эмоциональны , и могут быть обидчивы, высокомерны и даже религиозны, то кто сказал, что им не захочется любви?

Загадка однако!

Ну а самое интересное в книге - это следить за логическими рассуждениями персонажей, которые пытаются понять причины и следствия поломок роботов или их отклонения от нормы, которые иногда происходят не только из-за проявления эмоций, но и своевольного толкования трёх законов роботехники. Научные споры с применением логики и разбором поведения роботов - это самые сильные места в книге.

Очень удачный ход - сделать книгу сборником рассказов без центрального сюжета и с несколькими сквозными персонажами (я насчитал шесть, включая Сьюзен Келвин). Периодическая смена декораций и действующих лиц не даёт читателю соскучиться.

Rock&Book - 2022